Ульяне восемнадцать. Театр - вся её жизнь. Этим летом она была абитуриентом сразу семи московских, двух питерских и одного ярославского театрального института. Девушка рассказала АиФ, почему сделала выбор в пользу провинциального ВУЗа, отказавшись от мечты вырваться в столицу.
«Золотая пятёрка» - это пять самых лучших театральных вузов России, все они находятся в Москве, - рассказывает она. - Это ВТУ им. Щепкина, ТИ им. Щукина, ВГИК, МХАТ и ГИТИС. Я была в каждом.
Испытания начинаются уже в тот момент, когда ты просто пытаешься попасть на прослушивание. Сначала нужно записаться. В этом году открылась электронная запись, но в большинстве случаев она длилась буквально пару минут. Запись могут открыть в любое время, рано утром или посреди ночи. Конечно же, без предупреждения. Тебе нужно успеть заполнить кучу данных, а учитывая то, что конкурсный поток - это несколько тысяч человек и сайт жутко висит... По неофициальным данным, во МХАТ в этом году поступало около 17 тысяч человек. Я собрала семь близких друзей, и мы с ними сутками поочередно мониторили запись на сайте».
Танцуешь? Ну танцуй
Но попасть на прослушивание - это одно, а вот пройти - совсем другое. Нужно понравиться мастерам, которые сидят в жюри. В Москве были такие случаи, когда за день могли прослушать двести человек и не взять никого.
«Запускают группами. Ты выходишь в центр, представляешься, говоришь, сколько тебе лет, город. Потом читаешь программу: в программе проза, басня и стихотворение. Часто спрашивают песню, а вот танец почти никогда. Хотя могут просто сказать: «Ты танцуешь? Ну тогда танцуй. Прямо сейчас». Без подготовки, без музыки. Просто танцуй.
Есть такой термин «типаж». Типаж складывается из твоего роста, цвета волос, черт лица, того, как ты говоришь и двигаешься. У меня отрицательное обаяние, то есть мне не играть положительных героев. Самое забавное, что я попала на курс к Сергею Филипповичу Куценко, и бытует такое мнение, что Куценко всегда набирает студентов с характером. И у нас все девочки действительно такие.
Часто абитуриентов отсеивают просто из-за неподходящего типажа. Я в основном пролетала везде из-за внешности, сейчас мой типаж не востребован».
Зачем пришла с кривыми зубами?
На прослушиваниях девушка была в голубом платье чуть выше колена, чтобы были видны ноги. Дело в том, что мастера смотрят, чтобы у девочек были красивые ноги.
«Длинную юбку могут попросить поднять, чтобы разглядеть. У девочек вообще придираются практически ко всему: к ногам, к волосам, зубам. Мастера прямо на прослушивании могут сказать: «Да у тебя зубы кривые, ты чего сюда пришла? Ты лицо свое вообще видела в зеркале?» Мальчику, который со мной поступал, сказали сначала похудеть, а потом приходить. Его гнобили из-за веса, хотя это не его вина, он сейчас восстанавливается после серьёзной травмы.
Были ребята, которые на комментарии о своей внешности реагировали очень бурно. Один мальчик просто послал всех куда подальше и ушёл из аудитории. А потом ему позвонили, сообщили, что прошёл в следующий тур. Вот такая русская рулетка.
Есть мастера, которые просто относятся к людям, как к расходному материалу. Им вообще всё равно, они рубят деньги. Другие любят раскалывать людей, смотреть на то, как человек заплачет... Или не заплачет, как он будет держаться, будет ли отвечать».
Вообще, слёзы и истерики на прослушиваниях - это нормальная история.
«В Институте современного искусства в этом году набирал Стержаков. Одной из девочек он сделал замечание: «Ты читаешь плохо. Хуже, чем в прошлый раз! Что случилось?» Она призналась, что слетела во МХАТе и очень расстроилась. А он ей: «А давай в фильме, где ты будешь сниматься, в титрах напишем: «у актёра было плохое настроение, поэтому он плохо играет, приносим свои извинения». Перечитать лучше у неё не вышло. Дальше всё по канону - слёзы. Но ей очень повезло:
Стержаков поддержал и даже обнял, а так делают далеко не все мастера.
А вообще, после поступления ты практически собственность вуза. В некоторых местах сразу дают установку, что внешность менять нельзя. Хочу отрастить свой цвет волос, сделать каре, септум и набить две татухи, но теперь придётся отложить».
Мальчики - бюджет, девочки - платно
В ярославском вузе, куда Ульяна поступила, было всего два бюджетных места для девочек и восемь для мальчиков.
«Мальчиков берут охотнее, потому что их меньше. Многих мальчиков не пускают в театр, потому что это якобы не мужская профессия.
Есть ли блат в театральных вузах? Есть. Деньги решают очень многое. Не могу сказать, правда ли это, но говорят, что бюджетные места тоже покупают».
Вообще, с самого начала будущие актёры понимают, что выбранный ими путь - не сказка. Например, на прослушивание в ГИТИС можно стоять двое суток в живой очереди, под дождем, питаться рядом в фастфуде, туда же бегать в туалет.
Территория вуза огорожена, ты не можешь даже зайти внутрь, чтобы хотя бы посидеть на лавочке. Все просто подкладывают картонки и сидят на дороге.
В Ярославле меньше людей, но ты приезжаешь туда и понимаешь, что атмосфера совсем другая. Все вокруг помогают тебе, подсказывают. Всех абитуриентов запустили в здание вуза. В Москве с тобой никто не будет сюсюкаться. Всем наплевать, как ты себя чувствуешь и о чем переживаешь. В Ярославле человечное отношение. Да, тоже могут сказать что-то грубо, но ты чувствуешь, что в тебе заинтересованы. В столицах такого нет...
Но в любом случае, если ты не будешь постоянно работать над собой, ты никому не будешь нужен в творческой среде. Тебе постоянно нужно развиваться, заниматься и быть в движении. Если ты остановишься, ты выпадешь из потока, а это очень опасно».
Настя Вальц