«АиФ в Архангельске» поговорил с режиссёром самого кассового фильма «Лёд» Олегом ТРОФИМОМ о премьере картины, его творческом пути в большое кино и знакомстве с Бондарчуком.
«Я пока ещё в лёгком шоке,- признался он «АиФ».- Мне кажется, что это происходит не со мной».
Круг разомкнулся
«Что бы ни произошло дальше, это будет уже другая, новая жизнь, и это чертовски волнительно! - написал Олег на своей страничке в Фейсбуке за несколько дней до выхода фильма. - Летом 2015-го, с художественной разработкой под мышкой, после двух недель полуночной работы я спешил на встречу к продюсерам, чтобы рассказать им о том, как вижу сценарий, чтобы услышать «Да» или «Нет». И мысль о том, что всё может круто измениться, что прямо сейчас щёлкнут стрелки на рельсах, пронзила меня именно в тот момент, за пять шагов до порога. И вот я попал в удивительный мир кино, он упал мне как снег на голову, и всё изменилось. Круг разомкнулся, открылась дверь, меня накрыла волна новых удивительных людей, событий, переживаний и открытий. Почти три года прошло с тех пор, и вот сегодня меня снова пронзает это волнительное и острое чувство, что всё вот-вот переменится». А ещё пошутил: «Большое спасибо всем, кто помог достойно приодеться на премьеру в Октябре!»
И пока журналисты федеральных СМИ наперебой берут интервью у одного из продюсеров фильма Фёдора Бондарчука и главных актёров фильма, Олег как бы остался в сторонке. Мы же совершенно случайно узнали о том, что Олег - наш. И уже через пару часов разговаривали с ним по скайпу.
«Посмотрел четыреста раз»
- Олег, подглядывали за реакцией зрителей в зале, как это делают другие создатели фильмов? И какие были прогнозы у вашей команды?
- Было сложно делать прогнозы, потому что фильм мы делали долго, постоянно по ходу переписывали сценарий. Сам я фильм посмотрел раз четыреста! И, конечно, у меня было субъективное мнение, это как твой ребёнок, невозможно же сказать, хороший он или плохой, он твой и всё. Но под конец уже не было ни ожиданий, ни уверенности в том, что фильм людям понравится. Подглядывал ли я за зрителями? Естественно (смеётся. - Ред.). И это было круто! Нечасто встретишь, что зал так реагирует. Ко второй части фильма у людей просыпались открытые эмоции, они их не скрывали, и это удивительно, я суперсчастлив.
- «Легенда № 17», «Движение вверх», теперь и «Лёд» - это по сути одно и то же, про патриотизм?
- Нет, это не одно и то же. Наша задача была как раз лишить «Лёд» патетики, которой исполнены и «Легенда», и «Движение вверх». Нам хотелось другого: не говорить о том, какая у нас великая страна и что воля к победе образует человека, кино не об этом. Может, такие ассоциации возникли потому, что сейчас есть спортивная волна, идёт Олимпиада. Наша картина лишена высокопарности, это можно отметить по тому, чем заканчивается фильм: наши герои проигрывают чемпионат в финале. Мы на это пошли сознательно, хотя, конечно, столкнулись с волной критики. Наше кино не о спорте, не о спортивных победах. Оно о людях. О простой девочке, которая должна принять правильное решение и понять, кем она хочет быть и с чем она должна жить.
- Объясните, как это: из маленького Нарьян-Мара - и такой взлёт?
- Я шёл к этому. С 2008 года учился в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, я долгое время занимался музыкальным видео, потом переехал в Москву и продолжал снимать. У меня есть несколько музыкальных клипов. Мы много чем занимались, в КВН играли, пели, танцевали. После выхода работы с певцом Тимати ко мне обратились из компании Фёдора Сергеевича Бондарчука, у продюсеров был сценарий, который изначально планировался как музыкальная картина. Они обращались и к известным режиссёрам, но выбрали меня. Это был риск: дать клипмейкеру фильм. Я просидел какое-то количество времени над сценарием, сделал разработку - как визуально всё это решить, описал то, как я вижу сценарий, они вдохновились, сказали: «Ну, классно, давай рискнём». Музыкальная форма мне была близка и понятна, а киноформа - это было страшно, если честно, но меня поддержали, направили, ну и образование помогло, я же учился на режиссёра.
Так что никаких протекций не было, никакого чуда не было, работал, работал, работал, хлоп, хлоп - и всё получилось.
- Как прошла первая встреча с Бондарчуком?
- Он простой, общительный, бодрый, энергичный. На первой встрече похвалил разработку, сказал: «Класс». Сказал, что видел мои клипы, какие-то наработки. Например, из клипа для певца Тимати «Вертолёт» он использовал в своём фильме «Притяжение». Мне было приятно это слышать.
- Несколько лет назад мы писали про вашего брата Арсения Трофима, крутого пианиста, которого уже во всём мире знают. Кто ваши родители, как получаются такие талантливые парни?
- Нас трое (смеётся. - Ред.). У нас ещё есть брат Рустам. Он инженер-проектировщик и тоже занимается музыкой, у него есть своя группа. А родители наши геологи, когда-то приехали в Нарьян-Мар и переезжать никуда не хотят. Папа - бард Борис Трофим, он - автор более 400 песен, а мама - пишет, недавно открыла в себе талант писательницы.
- Творческие предложения вам уже поступают?
- Когда мы ещё делали «Лёд», предложения уже начали поступать. Так что следите за новостями, надеюсь, у меня всё получится.
ДОСЬЕ
Олег Трофим, 29 лет, родился в Нарьян-Маре, окончил Санкт-Петербурский университет кино и телевидения, женат. Себя характеризует так: «Режиссёр. Добряк. Меломанофил».