Об актёрах ток-шоу…
«Актёрская профессия сегодня убита, уничтожена. Как-то в Архангельск приезжал Сергей Юрский. Когда ему задали вопрос: «Вы кто, Сергей Юрьевич: актёр, режиссёр или писатель?» Я-то его считаю гениальным актёром и режиссёром, он умница, так он ответил: «Конечно, я актёр, но сейчас это трудно понять, сейчас открыто много учебных заведений, где готовят актёров, но это уже будет что-то другое». Я недавно посмотрел по каналу «Культура» встречу Сергея Гармаша со зрителями. В конце он сказал: «Я страшно не люблю телевидение, и не надо его смотреть».
И мне, когда я вижу бесконечную большую стирку, противно на это смотреть. Только-только похоронили Александра Абдулова, а Малахов уже собрал всех его любовниц. Сейчас по всем каналам одно и то же, то разбирают, кто кого изнасиловал, то выясняют, кто кого убил. Причём, всё это по 2 часа идёт. А актёры, гениальные в прошлом актёры, но которых уже не приглашают сниматься, сидят и обсуждают силиконовые груди?
Зритель развращён всеми каналами телевидения. Вот сейчас принят закон о сбережении молодёжи. Чего вы людей-то смешите? Во Франции ни одного канала нет, чтобы тебе показали секс, там эти каналы платные. Ты должен заплатить и смотри, пуская слюни. Я вчера включаю РЕН-ТВ «Сеанс для взрослых», и там 3 часа идёт сплошное... Ребята, да закройте вы это!
…об 1% зрителей,
Сильно изменился зритель, он уже не тот. Пушкин сказал: «В России публика образует драматические таланты». Вероятно, и мы в этом виноваты, потому что кормим их всякой лабудой. А зрители с удовольствием это принимают. Я недавно приехал из Франции, посмотрел там замечательные фильмы с Луи де Фюнесом, Депардье. Там же ни в одном фильме нет рекламы. Вот показывали у нас «Идиот», бац- и реклама чуть ли не мыла. Это уже убийство. Нельзя этого делать, это разрушение личности человеческой. А фильмы у нас какие? Режут, убивают, насилуют, ничего в стране больше нет? Актёрам, может, больше и дать-то нечего, потому что и сам актёр не растёт. Актёры «делают» роли. Думаю ли я над тем, придут ли к нам зрители и какие они будут? От 1% до 2% жителей планеты посещают театр, вот наши зрители. Мой лучший друг, великий художник Борис Иванович Копылов когда-то очень хорошо сказал: «Я никогда не думаю о зрителях, придут люди, которые одного со мной уровня, мышления, одной группы крови со мной, а на остальных начихать».
…о «Школе», которой нет…,
Кто вам сказал, что Шергин и Писахов – скучные? Что вы о них знаете? Конечно, если создавать впечатления о Писахове по этому памятнику, который стоит на Чумбаровке: какой-то бомж взял бутылки и идёт их сдавать... Ни Писахова, ни Шергина не знают, так же, как не знают Ломоносова. Фраза Тургенева тут как раз подходит: «Мы ленивы и нелюбопытны».
Академик Николай Лавёров (российский учёный, геолог, академик и вице-президент Российской академии наук, доктор технических наук, родился в Коношском районе,-ред.) в преддверии юбилея Ломоносова заметил: «К сожалению, Ломоносова не знают, особенно молодёжь». Это так и есть. Прошёл юбилей Михаила Васильевича, мы о нём больше стали знать? А что вы знаете о «Ломоносовских чтениях»?
Ведь если чтения, то у нас так: выступает докладчик, второй докладчик, третий. Чтения-значит, надо ЧИТАТЬ. Ломоносов плюс ко всему великий поэт, ещё до конца не открытый. На нас на всех родовая язва коммунистического прошлого, это жуткая штука.
«Нас всё время заставляют чего-то полюбить»-это слова режиссёра Кирилла Серебренникова. Нельзя так. Должны быть другие формы. У меня в Шергине будут другие формы (21, 21 и 23 сентября в молодёжном театре состоится премьера спектакля «Золочёные лбы», созданная по мотивам произведений Бориса Шергина-ред.) Театр-это взгляд с другого этажа. Там не будет лаптей, сарафанов. Я в Интернете посмотрел спектакль по Шергину, который шёл, кажется, в Перми. Ну, страшно смотреть: сарафаны, какая-то кукла большая. А там же событие, там земля рожает, в стонах, в криках, двоих: одного царя, другого простолюдина.
Автор спектакля-режиссёр. Но для этого нужно быть наполненным самому. Глупый, неначитанный, ненаслышанный ничего никогда не сделает.
Вы говорите, не нужны ли нам спектакли о нас, о том, что происходит с нами? Нет, я не хочу жизни на сцене. Вот был сериал Германики «Школа». У меня сын –школьник. Ну, нету такого в школе, чтобы это было явлением. Нету! Ведь собрана вся подлость, поганство. Вот сегодня услышал замечательную фразу, которую сказал митрополит Кирилл: «Потеряна совесть». Совесть вырезали, как аппендицит.
…о богачах без вкуса…,
У нас уже второе поколение предпринимателей выросло. И все работают на себя! Куда вы копите? Зачем? Шекспира они не читали: «Чем больше трачу я, тем становлюсь богаче». Он не деньги имел в виду, конечно.
Вложите деньги в реконструкцию пивзавода, пускай это будет центром культуры. На город наплевать и чиновникам, и депутатам.
Никогда не забуду, как несколько лет назад я пришёл случайно во дворец Строителей, где выступал певец, из бандитских, типа Михаила Круга. Все там! Все начальники, депутаты, чиновники! Они на лагерном мышлении выросли, от них ждать-то ничего нельзя. Понимаете? Наверное, это не их вина, это их беда, их так воспитали. То есть, никак не воспитали. У нас же улица воспитывает.
Город изуродован до такого состояния, что жить в нём нельзя. У нас был яхт-клуб, и там штук 100 лодок напрокат. В юности мы вечерами брали лодочку и с девчонками выплывали на середину реки. А теперь? Ну не смешно ли, на крупной реке-и купаться нельзя! Даже если 10 дней в году тепло, то вы, власти, обязаны сделать так, чтобы здесь можно было купаться. Всё делается для того, чтобы жить здесь было неудобно.
Вот два дня не было никакой воды в городе, а у меня 3 дня не было. Мы все простыли, стоим с этими бутылями в очереди в магазин за водой. Я стою и думаю: я же рос на Северной Двине, мы здесь отдыхали, рыбачили, помню, зачерпнул кружкой воду, попил. Сейчас попьёшь- и тебя надо хоронить. Ведь это не я загадил реку, почему я должен покупать за свои деньги воду, кстати, сомнительного качества? Это мне должны домой приносить воду те, кто загадил эту реку. Я 13 лет по проспекту Новгородский , и все 13 лет там не ступала нога асфальтировщика. Это уже не мой город. Это-чужой город. По набережной идти страшно и противно. Я однажды сказал девчонке, которая шла с двумя матюжниками: «Девушка, Вам не хочется им дать по роже?» Она удивилась: «За что?» и пошла меня материть. Эти книжек не читают. Все мои дети-читающие и думающие, надеюсь.
У меня спрашивают: а как детей воспитывать? А никак не воспитывать. Как Жванецкий говорил: «Следите за полётом отца». Всё.
…о квотах и пирожках…,
Стыдно и за жителей города. В этом году у нас украли несколько кукол во время уличных театров. Да и сами уличные театры как проводить? Теперь надо получать рабочую визу на всех иностранцев. То есть артист, которого мы приглашаем, должен найти русского переводчика, который должен перевести паспорт артиста, потом они должны найти нотариуса, потом выслать нам документы и т.д. А ещё нужно попасть в квоту, а в Архангельской области квота только на циркачей. Вы представляете, что великая Нино Катамадзе (грузинская певица,-ред.) должна бежать всё это оформлять, потом мы должны оформить её как артистку цирка, и что она нам скажет: «Ребята, ви что с ума сошли?»
Сейчас мне привезли данные о театре из Кении. Кенийцы будут бегать за этими бумажками? Вот кто мог подписать этот документ? Это у нас приняла Госдума. В результате в Москве уже были случаи, когда прекращали концерты. То есть опять нужно обманывать.
Ещё пример. Чтобы мне в моём театре поставить спектакль, я должен объявить конкурс, в котором будут участвовать ещё 2 претендента. Это же бред! У нас лет 8 назад питание на фестиваль уличных театров выиграла пирожковая. Потому что дешевле. Я хозяина пирожковой прижал к стенке и сказал: «Я тебя сейчас замочу просто, или снимайся с конкурса». Ну, как пирожками кормить сто с лишним артистов? Идиотизма в стране столько!
Мы были с театром в 27 странах, так вот в аэропортах, в наших терминалах нет туалетной бумаги. Вот этим людям что ни построй, что ни дай, всё сломаем и украдём, нация такая: всё по фигу, живём в грязи.
…и молодой жене.
Недавно я женился. Ей 21, мне 73-это немного (счастливо смеётся,-ред). У нас, как ни странно, много общего. А познакомились так. Она, студентка факультета журналистики, пришла взять интервью. Настя-из Онеги. Она-красивая и умная девушка. Мне все сказали: «Избранница твоя понравилась. Ну Вы, Виктор Петрович, даёте!»
Досье
Виктор Петрович Панов (род. 6 мая 1939, Архангельск), режиссёр более чем 70 спектаклей. Худрук Архангельского молодёжного театра, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Почёта и ордена Дружбы. В 1978 г. окончил московское театральное училище им. Б. Щукина при Академическом театре им. Е. Вахтангова .В 1975 году создал экспериментальную театральную студию. В 1986 году театр выступал со своим спектаклем «Памяти Высоцкого» на театра на Таганке. Президент Международного фестиваля уличных театров. Президент Международного музыкально-театрального фестиваля "Европейская весна
Смотрите также:
- Актёр М. Логинов о поиске бренда, жилье и поросятах-долгожителях →
- Как выживает кукольный театр? →
- Иностранцев везут... →