Зато у него в помощниках есть другие Деды Морозы - одним из них уже много лет выступает актёр Архангельского драмтеатра Константин ФЕОФИЛОВ.
- Константин Владимирович, как вы стали Дедом Морозом? Помните свой первый выход в костюме самого популярного новогоднего героя?
- Я работаю в архангельском драмтеатре с 1973 года, то есть 43 года уже. И из них 41 год где-то я играю Деда Мороза. Вот последние два года меня молодёжь потеснила немного, так что Дед Мороз сейчас помолодел. Людям нужно дать заработать - и режиссёр помогает, таким образом, своим артистам. Я уже в возрасте, если я раньше тащил репертуар, каждый вечер был на сцене, играл в каждом спектакле, то сейчас нужно уступать место молодым - это закономерно. Я уже 10 лет как на пенсии и работаю меньше. Но и сыграть стараешься лучше. Но всё равно тяга к работе есть, если есть роль для пожилого человека - то я берусь, а играть Гамлета - это, конечно, не моя возрастная категория. Но я стараюсь относиться к этому философски.
А первый раз… Я принял стезю Деда Мороза в театре после Виктора Петровича Панова. Я тогда пришёл в театр сразу после Нижегородского театрального училища. Мне нужна была какая-то подработка, я перехватил Детский театр на «Красной кузнице».
Есть Деды Морозы разных сортов: кто-то приходит и работает по сценарию, что я больше всего терпеть не могу, - это скучно и напряжно и для детей, и для тебя. А кто-то импровизирует - детей надо взять, завести и не отпускать в течение всего представления - это я взял от Панова. Пусть представление будет идти хотя бы полчаса, но зато дети выйдут оттуда с горящими глазами. Я считаю, что это обязанность настоящего Деда Мороза, а воспитатели часто боятся такого подхода, они считают, что детей потом не успокоить.
По Станиславскому
- Большая ли разница между этим новогодним персонажем и остальными ролями, которые вы играете на сцене?
- Это две совершенно разные вещи - игра в театре и Дед Мороз. Дед Мороз - это прежде всего живое общение с детьми. Это, с одной стороны, сказочный герой, а с другой - он должен быть доступен для детей, он их друг. Он весёлый, может быть, даже немножко глуповатый. Только одно объединяет и детский утренник, и театральную постановку - ты должен взять зрителя, его внимание, повести за своей мыслью. Если такой задачи нет - то ты не актёр, а манекен говорящий.
Вообще, мир сказок сопровождает актёра с первых шагов в театре. Хочешь ты или нет, но режиссёр запихивает тебя во все сказки. И чтобы играть, существовать в сказке, тебе тоже нужно верить в то, что ты делаешь - без этого никак. Первая сказка, с которой я столкнулся в театре, была «Красная Шапочка». Я играл волка. Меня срочно ввели в спектакль, потому что актёр сломал ногу - «Ты молодой, у тебя система Станиславского в голове, давай, сыграй». Ну что делать, волка так волка. На меня надели неудобный костюм - комбинезон и большая поролоновая морда, на проволоке, смотреть можно было только через волчьи зубы. Первый выход - волк выходит на сцену и, напевая песню, точит зубы точилом. Я выхожу, пою, кручу точило - вжился в роль. Но чувствую, что в зале творится что-то непонятное, какой-то шум. А на сказки приводят обычно детсадовцев, усаживают их близко к сцене, чтобы всё видели. Глянул - малыши ревут, ползут назад, воспитатели их пытаются посадить на место. У меня первое желание было - бросить это точило и уйти. Допел, ушёл за кулисы, а там на меня режиссёр накинулся: «Ты что делаешь!?» Я говорю: «Сами просили, чтобы всё по Станиславскому». «Но не до такой же степени!». Так что потом я изменил волка.
Помимо театра я играл да и играю на утренниках в детсадах. Завтра у меня две «ёлки» в садике у внучка, всё бесплатно. Он, кстати, не знает, что Дед Мороз - я. И по квартирам я тоже ходил - звонят в театр, заказывают, я приезжаю. Казусов никаких, кстати, не было ни разу. Они могут возникнуть, если Дед Мороз и Снегурочка пьяные, но у меня такого не бывает.
Активные Снегурочки
- А правда, что Дедушка Мороз да и Снегурочка, чего греха таить, ходят в гости подшофе?
- Да, говорят, что такое бывает. Если у Деда много вызовов, и в каждой семье норовят его угостить, а иногда и заставляют - тут он до последней квартиры доползает просто. Но это скорее исключение из правил. Работа есть работа - если ты хочешь заработать, то будешь следить за собой.
- Как часто меняете снегурочек? Кого люди больше любят: Деда Мороза или его внучку?
- Постоянной Снегурочки у меня нет. Со мной играли несколько актрис нашего театра. Чаще всего договариваемся с теми, кто свободен. Любят больше Деда Мороза, он всё-таки главнее. Но иногда попадаются такие снегурочки, которые норовят толкать действие. Работать на «ёлке» нужно в связке, дуэтом, уметь «подавать» друг друга.
Дети - они всегда дети, ничего не изменилось. У них и тогда, и сейчас есть ожидание праздника, волшебства, сказки... Ну и подарков, конечно. Мне, правда, кажется, что раньше Дед Мороз был как начальник, а сейчас это просто добрый волшебник, приносящий подарки. На «ёлках» в СССР присутствовало больше идеологии, даже в диалогах, монологах это было. Ёлку зажигали - произносились какие-то возвышенные фразы, за которыми ничего не стояло, но это был долг того времени.
- Нужно ли детям верить в Деда Мороза и зачем? Вы сами в детстве верили?
- Верить нужно. Я, конечно, тоже верил. Помню, что когда был маленьким, то очень ждал Нового года. Вот когда именно я понял, что подарки дарят родители, не помню, но вроде бы это пришло со школьной скамьи, с первого класса.
-А взрослым нужно верить в чудо? Вообще, чудеса бывают?
- Конечно, чудеса бывают. Чего-то ты очень хотел, для тебя это было малореальным, и вдруг это случилось - вот это чудо. Нужно верить в чудеса.
Константин Владимирович Феофилов, родился в Ташкенте, в 1947 году. Окончил школу в Кишинёве, служил в Карелии, окончил Нижегородское театральное училище. С 1973 года работает в Архангельском театре драмы им. М.В.Ломоносова: из последних постановок - участвовал в «Поминальной молитве». Воспитал трёх детей, имеет трёх внуков. Помимо театра любит работу на даче, рыбалку и собирать грибы.