«Меня заставили покинуть Архангельск исключительно «дела сердечные». Никаких других факторов не было,-говорит актёр.- Лучшее, чему я научился в Архангельске, я теперь стараюсь воплотить в жизнь здесь. Богаче за эти годы точно не стал, как говорит Жванецкий: «Но опыт есть».
Детям до 5 лет в театр нельзя
-Михаил, откройте секрет: сколько вас, актёров Логиновых? С кого началась династия?
-На театральные династии у нас всегда смотрели с неодобрением: «семейственность», «лоббирование личных интересов» и т.п. И лишь недавно Олег Табаков заявил во всеуслышание: «Театральная династия – это давняя русская традиция, дающая прекрасные плоды!»
Наверное, в нашем случае слово «династия» несколько преждевременно. Поколения три-четыре – это я уже понимаю. Моя «династия» началась с меня и Светланы Витальевны – мамы Ильи Логинова. Она в 1975 году, а я в 1977 году пришли в студию Виктора Петровича Панова. Ни у неё, ни у меня (насколько мне известно) никого, связанного с театром, в роду не было. Несмотря на «бедности и трудности» профессии, я рад, что мой старший сын -в театре. Илья – театральный человек, а потому ему многого не надо объяснять. Его музыка звучит в моих спектаклях в разных театрах России.
-Сегодняшний театральный зритель-это кто?
- К сожалению, мы сегодня живём в обществе потребления, где «потребитель услуги всегда прав». В своё время Сергей Владимирович Образцов настоятельно не рекомендовал приводить на спектакли детей младше 5 лет. И это не просто прихоть работников театра. Сами представьте: мёртвые вещи вдруг оживают, резко, да хоть и плавно гаснет свет, а в огромном для ребёнка зале – куча незнакомых людей. Одно это может вызвать серьёзный шок, который в результате придётся долго лечить. Но ведут и ведут к нам двухлеток, несут и несут «грудничков»… И каждый родитель уверяет, что его ребёнок – исключительный акселерат. А когда плачущего в истерике «акселерата» мягко предлагаешь поводить по фойе, чтобы успокоить, родитель-потребитель агрессивно заявляет: «Пусть сидит и смотрит: деньги заплачены!!!»
-Работники Архангельского театра кукол как-то рассказали о том, что спектакль «Три поросёнка» является настоящим долгожителем, и все попытки перестать его играть заканчиваются неудачей, так как зрители требуют его вернуть. В чём же секрет долголетия спектакля?
- Вы уже сами ответили: в зрительском спросе. Чего хотят зрители, для меня так и остаётся загадкой. Часто привожу один пример. Архангельский театр кукол славится своими новогодними балами. Их всегда тщательно готовят, зрители их с нетерпением ждут. Билеты раскупают за несколько месяцев. И вот как-то среди тщательно костюмированных персонажей – героев бала «затесался» Чебурашка. Честно говоря, костюм, что называется, «не удался». И мы с некоторой опаской ждали его первого появления на балу и зрительской реакции. И что вы думаете? Этот «неказистенький» Чебурашка стал любимцем наших зрителей – настоящим Героем той новогодней кампании. Так что мы никогда не знаем, чего хочет зритель.
Где искать изюминку?
-Михаил, у нас тут несколько лет подряд ищут бренд области. А на ваш взгляд, что могло бы им стать? Нас ведь очень часто называют культурной столицей. Может быть, стоит поискать в культуре?
- Могу лишь сказать, что в архангелогородцах ценится качество, на которое ставил акцент Борис Шергин. Это чувство собственного достоинства. На Севере никогда не было крепостного права и монголо-татарского ига. Кроме того долгое время сюда ссылали вольнолюбивых людей. У Шергина есть рассказ «Понятие об учтивости», где очень хорошо показан поморский характер. Может быть, где-то здесь и нужно искать изюминку и бренд?
-Чего сегодня особенно не хватает театрам, актёрам?
- Конечно, жилья! Квартирный вопрос по-прежнему остаётся актуальным. Любой провинциальный театр, который сегодня по каким-то причинам «не в форме», думаю, при желании можно быстро привести в тонус. А для этого необходим «приток» молодых специалистов - выпускников дневных отделений театральных ВУЗов. Но их же надо куда-то селить. А некуда! Завидую, например, Вологде, где как-то возможность находят. Как находят? Где? Научите! Говорят: «Не спрашивай!»…
Досье
Михаил Логинов закончил ПГУ и Ярославский Государственный Театральный Институт. С 1991 года работал в Архангельском театре кукол актёром, а потом и режиссёром-постановщиком. Женат, имеет 3 детей.
Смотрите также:
- Виктор Сухоруков: «Мятущиеся мы люди, подвергающие и себя, и мир сомнению» →
- Актёр Сергей Чуркин: «Театр заставляет думать и чувствовать» →
- Как выживает кукольный театр? →