О том, кто снимет рекламу и как архангелогородцам города поучаствовать в оформлении города, мы поговорили с главным художником города Михаилом ТРЕЩЁВЫМ - эту должность, напомним, в Архангельске возродили в прошлом году.
Как разместить объявление?
- В последнее время возникает такое ощущение, что город весь утонул в рекламе. Как вы следите за этим?
- В составе Департамента градостроительства есть Отдел по рекламе, который и регулирует размещение наружной рекламы на территории города. Работа проводится очень большая, но в рамках города это не всегда заметно - сегодня убрали 200 рекламных конструкций, а завтра ещё 200 появилось.
В одном из городов был проведён эксперимент: все рекламные площади на одном участке города завесили чёрными полотнами. Стало очевидно, насколько много места занимает реклама. Постоянный визуальный шум мешает взгляду, люди знают, что им некомфортно, но почему именно - не понимают. В 2017 году у нас запланирована работа по разработке правил по размещению рекламных конструкций и вывесок на фасадах здания с привязкой к типу здания, к фасаду, к композиции. Очень хочется увязать архитектурную, градостроительную, социальную и рекламную составляющие вместе и привести в гармоничный вид. Нужно учесть интересы всех - и жителей, и рекламодателя, потому что город - живая структура, которая постоянно изменяется. И было бы ещё хуже, если бы Архангельск оставался всё время на каком-то одном этапе развития. Наша задача - координировать этот процесс и направлять его в правильное русло.
- В прошлом году убрали всю рекламу с забора возле архангельского Драмтеатра. С одной стороны, хорошо, а с другой - многие горожане проезжая мимо неё, узнавали о будущих концертах и спектаклях.
- Её убрали, потому что размещение противоречило законодательству: наружная реклама не может размещаться на ограждениях культурных учреждений. Конечно, есть и плюсы, и минусы. Иногда приходит человек и говорит: «Мой магазин не видно с центральной улицы. Хочу весь фасад завесить баннером, на котором я нарисую розетки, выключатели, напишу: «Мы открылись!»», и всё в таком духе. Но ведь это не единственный способ привлечь своего покупателя. Сейчас всё больше людей сидит в Интернете. Можно обеспечить хороший приток клиентов за счёт удачной маркетинговой кампании, в соцсетях, например. Не обязательно лезть на городские улицы и завешивать всё рекламой. К тому же, если ты не удовлетворяешь спрос потребителя - к тебе всё равно не пойдут, какую бы большую рекламу ты ни повесил.
Кстати, мелкие объявления, вроде «Пропала собака», тоже часто размещают незаконно. Они должны висеть на информационных досках и стендах у подъездов.
Где скульпторы?
-Читатели уже не первый год просят нас написать: почему в Архангельске выставляются только памятники одного скульптора - Сергея Сюхина?
- Потому что больше никто не заявляется. Здесь же всё решает инициатива. Если художник, скульптор проявляет желание, то мы готовы рассмотреть все предложения, мы открыты для всех. Я знаю, что у нас и помимо Сергея Сюхина есть скульпторы, но почему-то предложений не поступает. Мы приглашаем к сотрудничеству и уличных художников. В зачаточной стадии сейчас есть проект, посвящённый уличному искусству на городских фасадах. Конечно, кому-то такие современные стили не нравятся. Это городская среда, и невозможно на 100% удовлетворить желания всех жителей. Но всегда есть кто-то, кто напишет что-то вроде «Почему вы такое допускаете» - так было и с прошлогодней «бабушкой» (граффити, изображающее вяжущую бабушку появилось в прошлом году на доме по адресу: площадь Ленина, 2. - Ред.).
- Могу ли я как простой житель города, прийти на собрание, на котором решается, будет ли установлен памятник или рекламный баннер? Как вообще обычные люди могут влиять на «украшение» Архангельска?
- Если вы собственник здания - то вы участвуете в принятии решения. Если же просто живёте рядом - то нет. Но если вам не нравится решение администрации города, вам нужно найти единомышленников и коллективно собрать подписи для того, чтобы обратиться с протестом. Если мы поймём, что принятое решение вызывает большой негатив, то будем дальше работать, учитывая мнение неравнодушных горожан. Но, честно говоря, до протестов никогда не доходило.
- В советское время Архангельск соответствовал какому-то одному стилю. Можно ли придерживаться его сегодня?
- В Советском Союзе ведь были разные архитектурные стили, не всё там было так однообразно, на самом деле. Были и сталинский ампир, и советский конструктивизм, и типовая архитектура 70-х, и этническая архитектура, и прочие. Не было, возможно, какой-то разрозненности, которую вносит как раз наружная реклама, и всех неупорядоченных маленьких элементов городской среды, которые вносят хаос. Отчасти поэтому мы и не видим общего порядка.
Естественно, что сейчас мы работаем в условиях сложившейся застройки, с внедрением новых зданий в уже существующую городскую планировку. А что касается эстетики - какой должен быть фасад, сколько нужно окон, должны ли быть застеклены балконы - это никак не регламентируется. Строгих правил и инструкций - нет. Конечно, мы пытаемся как-то влиять на это, но, к сожалению, нет каких-то чётких законодательных оснований, чтобы сказать: «Вот здесь вы должны сделать дом из кирпича, а здесь - из панелей».
Досье
Михаил Владимирович Трещёв родился в Архангельске в 1987 году. В 2011 году окончил САФУ им. М. В. Ломоносова, по специальности «Проектирование зданий». Работал архитектором в проектной фирме, вёл частную практику проектирования интерьеров. С июня 2016 года занимает должность заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства - главный художник МО «Город Архангельск».