Придумали и воплотили задумку основатели архангельской мастерской «Множество» Фёдор МЕДВЕДЕВ и Ульяна ТЮПЫШЕВА. А кроме этого, они отличились и на недавно прошедшем региональном этапе конкурса «Молодой предприниматель России-2016», где получили награду в номинации «Открытие года». «АиФ» побеседовал с Ульяной и Фёдором о культуре области и о том, как её продвигать.
Где найти ремесленников?
- «Множество» начиналось как арт-проект, а сейчас вас награждают как бизнесменов. Есть мнение, что по-настоящему творческие, увлечённые люди могут заниматься только творчеством, а их работы продвигают уже специально обученные люди.
Ульяна: - Смотря чем заниматься. Когда мы рисовали «бабушку», то нам помогала организовать это наша знакомая, без которой мы бы не справились. У нас нет никаких знакомых в правительстве, чтобы договариваться и пробивать проект, а она нам помогла с этим. Я бы разделила занятие стрит-артом, организацией выставок и прочего от создания тех вещей, которые мы продаём. Это два разных занятия.
Фёдор: - Часто заказчики к нам обращаются: «Сделайте что-нибудь в вашем стиле». Им можно накидать своих идей, и они выберут из них. Балансируем на грани - работаем на массовый заказ, но в тот же момент потому, что люди нам доверяют, мы остаёмся творческими людьми.
- Косторезы из Холмогор, представители старейшего мастерства, сетуют на то, что молодёжь не хочет заниматься ремесленничеством. Как вы считаете - почему?
Фёдор: - Это нужно интересно преподносить. Допустим, много лет люди делали короба из дерева, на которые был спрос, а сейчас это людям уже неинтересно. Если их и делать, то только на экспорт. Никто не видит в таком деле прибыли, а мне кажется, что молодёжь сейчас на этом зациклена. Она скорее пойдёт в информационные технологии. Но любовь к ручному труду не уйдёт. Сейчас в крупных городах она перешла в открытые мастерские: люди, отсидев неделю за компьютером, идут туда, чтобы сделать что-то своими руками. У нас это пока не востребовано. Мы думали над тем, чтобы устроить мастер-классы, мастерскую, но сейчас ещё рано - люди просто не придут.
Ульяна: - Чтобы организовать свою школу, нужно много оборудования, станков, большая площадь, это грязная работа.
- Осенью вы разрисовали дом в центре Архангельска огромным граффити - как к этому отнеслись обычные люди? Зачем городу нужны такие украшения?
Фёдор: - Люди вызывали полицию, засудить пытались. Но это происходило на начальном этапе, когда никто ещё не видел, что мы рисуем и что получится. У людей и у нас в городе, и вообще в стране испорченное представление о стрит-арте.
Ульяна: - Все представляют, что стрит-арт - это корявые надписи на домах и ничего более, потому что у нас его практически нет. Только у Музея изобразительного искусства, на здании Выставочного зала Союза художников и у Художественного салона. Но это всё здания, которые кому-то принадлежат, и рисунки были сделаны с согласия владельца. А мы рисовали прямо между подъездами жилого дома. В головах людей сложно что-то поменять. Они скорее станут говорить: «Лучше бы подъезд нам покрасили».
Как помогла «бабушка?»
- Что нам всем нужно сделать, чтобы нас перестали путать с Астраханью? И Ломоносов наш, и на банкнотах Архангельск есть, а о нас всё равно мало знают.
Ульяна: - У нас нет ничего специфического. Архангельск является тупиковой станцией поезда, чаще всего сюда едут для того, чтобы посмотреть на деревянные строения, которые созданы столетия назад. Но так как они мало сохраняются, смотреть у нас особо и не на что. Так что в какой-то степени наша «бабушка» - это попытка создать то, на что можно было взглянуть - и местным, и туристам.
Фёдор: - Я не считаю Ломоносова брендом Архангельска, его просто используют. Он ведь родился здесь и уехал, а всё, что он предсказал или изобрёл, он сделал не здесь. То же самое - дом Пикуля, в котором он просто жил несколько лет. Нужно, наверное, Белое море «раскачивать». Развивать Арктику нужно, хотя бы потому, что если люди поедут «за ней», они приедут в Архангельск.
Сейчас приходят молодые люди, с новыми идеями: главный художник города Михаил Трещев, в филармонии, в драмтеатре и в Морском музее новые креативные директоры. Так что всё может поменяться, но, конечно, не сразу.
Фёдор МЕДВЕДЕВ, родился в 1986 году в Архангельске. Окончил профессиональное училище № 31 по специальности «Плотник, столяр-станочник». Работал фотографом, путешествовал.
Ульяна ТЮПЫШЕВА, родилась в 1994 году в Северодвинске. Окончила Институт социально-гуманитарных и политических наук САФУ по специальности «Искусствовед».