Мы каждый день утром и вечером ездим на буксире через Северную Двину. Но на городской пристани нет элементарных условий для ожидания речного транспорта. Когда построят речной вокзал или уже всю набережную отдали под элитжильё?
Н. Рябова, Кегостров, Архангельск
В ЧЁМ ПРОБЛЕМА?
Речного вокзала в Архангельске нет уже больше 7 лет. У пассажиров нет зала ожидания и элементарных удобств, а у сотрудников городской пристани - рабочих мест. Пока в Архангельске спорят, оставлять дублёра МРВ или нет, островитяне во всеуслышание требуют создать человеческие условия для речных перевозок.
17.00: на архангельской пристани - «час пик». Около ста человек ждут, когда на о. Кего отправится буксир. Погода не жалует: ледяной ветер, дождь со снегом. Руки и лицо каменеют от холода. Буксир отойдёт только через полчаса. Минуты кажутся вечностью. Мамы с детьми в голос высказывают недовольство: «Годами мёрзнем, подождать вообще негде. На пристани ни вокзала, ни туалета». И действительно, речного вокзала в городе нет. На пристани, от которой отходят буксиры в межсезонье, а летом теплоходы, ни присесть, ни спрятаться от непогоды. Парадокс речных перевозок Архангельска всегда вызывал недоумение. На островах областного центра проживает ни много ни мало около двух десятков тысяч человек. Пристань пассажирского райуправления самая оживлённая. Ежедневный пассажиропоток доходит до пяти тысяч человек. Рано утром только с острова Кего добрая часть населения выезжает на работу и учёбу, летом на острова устремляются дачники. По данным Архангельского речного порта, что обслуживает теплоходы, пассажиропоток от года к году неизменный - около 1 миллиона человек за навигацию.
Теплоходы на центральных маршрутах иначе как речными трамвайчиками не называют. Бегают без устали туда-обратно... Но вот парадокс: острова обитаемые, речной транспорт ходит, но своего вокзала уже больше 7 лет нет.
ГДЕ СТАРОЕ ЗДАНИЕ?
Вообще, вокзал на пристани у Архангельского речного порта был. Но в 2009 году по странному стечению обстоятельств участок земли, на котором находился деревянный вокзал, оказался в руках архангельских застройщиков. Сотрудников пристани временно разместили в строительных вагончиках, где они работают и по сей день. Вокзал таинственным образом превратился в пепел, а на его месте стремится ввысь элитный жилкомплекс «Омега Хаус».
Тем временем на пристани царит хаос настоящий: грязь, размытые дороги, строительные заборы. «С маленьким ребёнком вообще некуда ни присесть, ни в туалет сходить, холодно, дождь идёт. Это издевательство над людьми. 21-й век, а элементарные условия создать не могут на пристани. Зато у нас на причалах бизнес-центры и элитное жильё строят. Туда в туалет ходить и будем, по всей видимости, если охрана не выгонит», - жалуется пассажирка буксира Татьяна ЛЮБОВА.
Каким будет новый?
В 2013 году новые собственники речного порта пытались вернуть земельный участок сгоревшего вокзала через суд. Тогда местные власти пообещали выделить землю по соседству. Судебные разбирательства прекратили, участок действительно выделили. На сегодняшний день у речников подготовлен проект. По словам заместителя генерального директора Архречпорта по капитальному строительству Романа ЖИХА, в проекте предусмотрено всё: и просторный зал ожидания на 100 человек, кабинеты для диспетчеров и сотрудников пассажирского управления, которые сейчас ютятся на пристани в вагончиках, билетные кассы, и туалеты.
Впору сваи забивать, но не тут-то было. Как оказалось, участок речпорту выделили, но по сути строить на нём нельзя:федеральное законодательство не позволяет. Участок перекрывает охранную зону федерального памятника архитектуры «Макаровские бани». И снова замкнутый круг. Предприимчивые чиновники предложили речникам проект сократить и построить вокзал меньшей площадью: вместо 780 кв. м. - 200 кв. м. А что именно разместить на данной площади - не уточнили. Вот и гадают речники, что же за свои кровные строить: если зал ожидания для пассажиров, тогда сотрудники на улице в вагончиках останутся; если кабинеты для сотрудников, то пассажиры продолжат мокнуть под открытым небом. А можно и вовсе выбор в пользу туалетов сделать...
Роман ЖИХ, заместитель генерального директора Архречпорта по капитальному строительству, разводит руками: «Понимаете, невозможно построить вокзал со всем необходимым перечнем помещений и соблюдением требований, но меньший по площади в 3,5 раза. По сути, нам предлагают поставить 5-й вагончик на пристани, а кого разместить там - мы должны определиться сами. 200 м кв. проблему не решат. Если строить, то полноценный вокзал и убирать все вагончики с пристани, благоустраивать территорию и создавать нормальные условия для пассажиров и для своих сотрудников. А иначе зачем порт должен свои деньги вкладывать? Хочу заметить, что деревянный вокзал по площади был 880 кв. м».
По заключению мэрии вокзал должен быть не больше павильона. Но тогда нарушаются нормы безопасности, предъявляемые к вокзалам и местам общего пользования. «Наш проект предусматривает комфортное размещение пассажиров и сотрудников пассажирского управления, - рассказывает Руслан ЕПИШЕВ, начальник ПРУ. - Численный состав работников ПРУ - 76 человек. Из расчёта пассажиропотока вокзал должен одномоментно разместить 100 пассажиров. На вокзале обязательно должна быть комната матери и ребёнка, пункт охраны. Объект по сути социального назначения и очень важный для города. Сегодня у нас нет элементарных условий для работы».
Абсурдность ситуации достигла необъятных размеров. В то время как на набережной возводятся огромные бизнес-центры и жильё элит-класса, построить вокзал для действительно в нём нуждающихся пассажиров и сотрудников речных линий не дают. 29 апреля по строительству вокзала в Архангельске пройдут слушания. Соберутся высокопоставленные чиновники областного центра, уважаемые архитекторы, речники и заинтересованные горожане. И как важно, чтобы в суете и разбирательстве пунктов федерального законодательства не потерялось самое важное - забота о пассажирах и сотрудниках ПРУ, их безопасности и нормальных человеческих условиях на пристани. Важно ведь не только исправное судно отправить в рейс, но и обеспечить инфраструктуру для обслуживания флота. А её сегодня нет.
Татьяна Третьякова