Архангелогородка Светлана БЕЛИЧЕНКО стала участницей шоу «Удивительные люди» на телеканале «Россия». У нашей Светланы - феноменальная память, она может запомнить сотни японских иероглифов. Ей 32 года, она работает учительницей начальных классов в школе № 1 г. Архангельска.
Запомнила за минуту
На телепроекте у Светланы было два задания. Первое задание такое: на экране появляется таблица из 196 иероглифов, у Светланы было всего две минуты, чтобы их запомнить. Затем судьи называли произвольную ячейку, и Светлана должна была вспомнить конкретный иероглиф и его значение. Второе задание Светлана выполнила на «отлично». Всего за минуту она смогла запомнить 40 японских иероглифов - после того как судьи перемешали их в хаотичном порядке, она по памяти восстановила таблицу в первоначальном виде.
Мы решили встретиться со Светланой, чтобы расспросить её, как ей это удаётся. Она согласилась прийти к нам в редакцию. Разговор начался так: «Здравствуйте, Светлана». «Здравствуйте, Екатерина, - отвечает Светлана. - Ваш номер телефона 8-911-681-52-**». Девушка абсолютно точно называла номер телефона из 11 цифр, который видела впервые в жизни!
Но это далеко не все чудеса, которые, как мы позже выяснили, результат длительных тренировок. В руках у нашей гостьи колода из 100 карт. Это необычные карты. На одной стороне расположены два цвета, например жёлтый и чёрный, а на другой стороне написаны цифры, буквы и рисунок. «Если вы возьмёте любую из этих 100 карт и покажете мне лицевую сторону - я смогу вам сказать цвета на обратной стороне». Поехали. Берём первую карточку. «Это оранжево-зелёный», - с ходу говорит Светлана. Вторую. «Это оранжевый, а это красно-чёрный», - говорит она.
Секрет фокуса
В чём же секрет? «Все цвета у меня зашифрованы цифровыми кодами, то есть я вижу цифру и сразу вспоминаю цвет, ещё на карточках есть буквы и образы, которые тоже помогают мне связать информацию с цветом. Приём, с помощью которого мне удаётся развивать память, называется мнемотехника. Основа мнемотехники - это шифровка любого количества информации. Но это не такое чудо, которое даётся по щелчку пальца, для того чтобы иметь развитую память, в любом случае нужно тренироваться, а мнемотехника - это система, которая позволяет запоминать большие объёмы информации».
У Светланы есть дочь, которая в 11 лет может с помощью подобной технологии запомнить за 5 минут расположение 36 игровых карт и с точностью восстановить их по памяти. «Знаете нескончаемое число Пи в математике? 3,14159265 и так далее. Моя дочь уже знает по памяти это число до двухсот цифр после запятой».
Но зачем это нужно? Так же можно всю жизнь потратить на запоминания числа Пи, ведь оно бесконечно, да и зачем людей шокировать, с какой целью его изучать и запоминать?
Оказывается, дело в другом. «Развитая память - это не единственный результат обучения, - поясняет Светлана. - Это ещё и концентрация внимания, образное мышление, развитие фантазии, речи. Появляется мультифункциональность - начинаешь делать несколько дел одновременно. Мнемотехника универсальна. Она дает развитие интеллекта и мозга».
Например, Светлана практически не ведёт ежедневник, благодаря своей памяти она и без записи помнит все свои встречи и дела. Но не мешает ли вам ваша хорошая память? В жизни бывают какие-то неловкие ситуации: если с обычной памятью их сразу же забудешь, то при такой развитой памяти будешь помнить абсолютно всё? «Память на информацию, которая важна для мозга, полезна для обучения и познания, и житейские ситуации - это разные вещи. Если даже меня вдруг кто-то и обидит - то я ухожу в познание, например, сижу пишу иероглифы, у меня есть несколько толстых тетрадок по 48 листов, исписанных иероглифами. Они меня точно не обидят никогда - они же добрые».
УПРАЖНЕНИЕ
Как начать тренировать память?
Упражнение на основе мнемотехники, для того чтобы начать тренировать память.
Тренировку памяти можно совместить с прогулкой по улице. Для начала нужно дать себе лёгкое задание - например, запоминать пять человек, идущих навстречу, при этом запоминать по двум параметрам - пол и цвет верхней одежды. По возвращении домой данные записывать. Постепенно задание усложнять, увеличивая количество человек и параметров на своё усмотрение.