Примерное время чтения: 7 минут
209

Штатная-нештатная ситуация. Была ли 28 лет назад угроза ядерной катастрофы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. «АиФ в Архангельске» №41 09/10/2019
Из архива Олега Химаныча / АиФ-Архангельск

27 сентября 1991 года в Белом море горел один из самых больших в мире атомных подводных кораблей - «Архангельск». Всю прошлую неделю в соцсетях обсуждали чрезвычайное происшествие многолетней давности. «Это была ядерная катастрофа», - писали люди и связывали взрыв в Нёноксе и взрыв в Белом море воедино: «у нас столько радиации, что мы все скоро умрём». 

Так была ли угроза ядерной катастрофы? Мы спросили об этом северодвинского морского историка Олег Химаныча

Моряки остались без наград

- Олег Борисович, что произошло в Белом море 28 лет назад?

 

- Произошла нештатная ситуация. Забегая вперёд, скажу, что это подтвердилось и позднее, после досконального расследования ЧП. Тогда под командованием капитана I ранга Игоря Гришкова корабль производил учебные стрельбы, а потому никакой ядерной боеголовки на ней не было. Ракета на старте не вышла на траекторию: вышла из шахты и, будучи снаряжённая топливом под завязку, упала за борт. А на подводной лодке начался пожар. Командир принял решение: сначала погрузиться, чтобы потушить его. Когда это сделали, лодка своим ходом пришла в Северодвинск. Сама ситуация, когда ракета по каким-то причинам не выходит, - нештатная. Хотя я бы сказал, что это была штатная нештатная ситуация, поскольку действия экипажа в такие моменты всё же моряками отрабатываются. В данном случае и командир принял абсолютно правильное решение, и экипаж действовал слаженно, то есть они сделали всё, чтобы ракета не взорвалась, не нанесла большой материальный ущерб кораблю. Говорить о ядерной катастрофе в данном случае - просто смешно. Уже не первый раз это всё «вытаскивается» недобросовестными или несведующими людьми. Сейчас, думаю, действительно из-за Нёноксы, мы тоже не знаем реальные масштабы экологической катастрофы.

- Была ли экологическая катастрофа? 

- Так как все топливные компоненты в ракете были токсичные, наверняка экологический ущерб был. 

- Кто-нибудь проверял масштаб ущерба?

- Насколько я знаю, нет. Аварию на «Архангельске» же вспомнили ещё и в связи с тем, что экипаж и его командир не были награждены за то, что предотвратили якобы ядерную катастрофу. Я связывался с 12-м Главным управлением Министерства обороны, которое курирует ядерные полигоны, хранение ядерных запасов и их перемещение, чтобы понять: был подвиг или нет, была угроза ядерного взрыва или нет? Никто был не против наградить экипаж, никто не препятствовал этому. Но в управлении подтвердили: ядерного взрыва не могло быть в принципе, так как взрываться было нечему. Вообще, для того чтобы сработало ядерное устройство, нужно, чтобы сработали датчики, ключи от которых имели несколько человек, и самое главное - ещё и требовался кодированный радиосигнал из Москвы. Но повторюсь - на той ракете ядерного устройства не было!

Если говорить цинично, то в мирное время любой подвиг - это следствие чьего-то разгильдяйства - в данном случае заводской брак. Моряки, оказавшись в такой ситуации, ликвидировали чью-то оплошность, ошибку, но, с другой стороны, они обязаны были ликвидировать её. Случилась экстремальная ситуация, подобные случаются крайне редко, но в известном смысле всё же это была штатная ситуация. 

- Есть ещё одна версия в пользу того, что моряки совершили подвиг: корабль назвали в честь города, который они якобы спасли от радиации. 

- Это не так. В 90-е годы принято было называть субмарины в честь городов-шефов. Например, подобный «Архангельску» корабль - «Северсталь» так назвали, потому что Череповец, где находится наш металлургический гигант, взял над ним шефство. «Юрий Долгорукий», кстати, сначала хотели назвать «Москвой», поскольку московское правительство взяло шефство над кораблём, но на Чёрном море уже ходил ракетный крейсер «Москва», а поскольку в столице тогда был мэром Юрий Михайлович Лужков, то лодку с «определённым намёком» назвали «Юрием Долгоруким». 

Могильник - Сайда-губа

- Где сейчас подлодка «Архангельск»?

- В Северодвинске, ждёт утилизации. Жалко, конечно, но её уже невозможно модернизировать, дешевле построить новую. Хотя раньше за неё боролись, ведь лодка могучая: 22 ракеты, она могла уйти под лёд, где её невозможно обнаружить. Представьте себе: на борту 22 ракеты, а она ныряет, надёжно спрятавшись в Арктике - из космоса её не видно… 

- Сейчас особенно остро стоит вопрос утилизации мусора, а куда везут утилизированные подводные лодки, на них же ядерные реакторы?

- Части стального корпуса отправят в переплавку. В 90-е почти весь подводный Северный флот «резали» на судоремонтном предприятии «Звёздочка». Что касается отсека с ядерным реактором, то он «изымается», заглушается с двух сторон,  затем его буксируют на Кольский полуостров в Сайда-губу, где построено специальное хранилище. Там отсек ставят на специальное бетонное основание под навес и далее постоянно контролируют, чтобы ничего экологически опасного не произошло. Практически все ядерные реакторы с подводных лодок, начиная с первой - «Ленинский комсомол», свозят туда. Был случай, когда атомную подводную лодку К-27 целиком затопили в заливе Степового у Новой Земли, но её реакторный отсек перед этим залили фурфуролом - специальным веществом. Так что там всё сделано очень надёжно. И сейчас обстановку в районе затопления этой подводной лодки периодически проверяют. Я знаю, что и норвежцы контролируют ситуацию. Там всё в порядке.  

Из статьи Николая Черкашина «Огненное погружение»:

Рассказывает командир ТК-17 капитан 1 ранга Игорь Гришков:

- Это были плановые стрельбы ракетой по береговому полигону… 27 сентября 1991 года в 19 часов начали предстартовую подготовку. И тут во время посекундного отсчёта на мнемосхеме тревожно замигала лампочка: «автоматическая отмена старта» - как потом выяснилось, из-за заводского дефекта в ракете. Я приказал всплывать, чтобы дать радио на береговой КП. С приходом на перископную глубину крейсер сотрясли три мощных – один за другим – удара. Первая мысль – всадили выдвижные устройства в днище обеспечивающего судна. Абсурд – оно осталось у нас по корме.

Заместитель командира по политчасти капитан 2 ранга Сергей Шабовта:

- Отмена старта - у нас такого еще никогда не было! Шок от срыва стрельбы был мгновенным. Сразу же последовали команды на отбой стрельбы и на срочное всплытие. Но тут все команды в центральном посту перекрыли нарастающий рокот и сильная вибрация корпуса. Мы сразу поняли: в пусковой шахте вопреки отбою стрельбы сработал ракетный двигатель...»

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах