По Северной Двине стали ходить яхты. Белоснежные, статные, притягивающие взгляд. Правда, их пока совсем немного. И практически все они - частные.
«В советское время у нас в городе было три полноценных яхт-клуба, сейчас остался один, но парк там давным-давно требует обновления. Практически все яхты, 70-х годов выпуска, латаные-перелатаные», - рассказал «АиФ» один из владельцев яхты Сергей Никитин.
Мы поговорили с ним о том, почему в Архангельске не развит парусный спорт, и что нужно сделать для того, чтобы мы вернули себе статус города у реки.
Какие же мы поморы?
- Сергей, куда исчезли яхты? Их же много ходило по акватории Северной Двины годы в 70-80-е.
- В какой-то момент этот вид спорта стал чрезвычайно дорог. А потом стали закрываться спортивные школы. Вспомните то время, когда люди просто выживали. Причём, и соответствующая промышленность умерла, яхты просто перестали строить. Интерес к парусному спорту появился только недавно, но всё равно здесь много существует проблем. Во-первых, это дорогое удовольствие, яхта стоит, как очень хорошая иномарка. Но содержать её гораздо сложнее, чем машину. За всё нужно платить деньги: за то, чтобы на воду поставить, потом обратно переместить, когда сезон закончился. Опять же её нужно где-то хранить зимой. В силу этого я думаю, что яхтингом занимаются только преданные этому виду спорта люди.
- Один из наших читателей высказал такое мнение. «Какой же мы Поморский край, если у нас детский яхтенный спорт загублен? Развитие яхтенного спорта должно быть поставлено у нас на самый высокий уровень».
- Я с ним согласен. Об этом нужно говорить, и это хорошо, что вы подняли такую тему. Ведь это важно даже с точки зрения знания истории. Дошло до того, что о Петре I, который, собственно, и привил косой парус (он гораздо удобнее, чем прямой, под которым ходили наши предки в море), говорят, как о человеке, который загубил Архангельск в пользу Петербурга. А как же воздвигнутая под его руководством Новодвинская крепость, как же важная победа над шведами, которые как раз и шли уничтожить Архангельск полностью?
Если совсем примитивно, то историю яхтинга можно свести к Петру I. Он ведь преодолевал - и это известный исторический факт - очень серьёзное сопротивление местного населения, и это касается именно строительства новых видов судов. Что такое косой и прямой парус? (Сергей поставил мой блокнот вертикально и чуть надавил на него ладонью сверху, чтобы получилась «волна» - Ред.) Раньше промысловики ходили в море под прямым парусом. Но это было неудобно, приходилось стоять и ждать, когда подует попутный ветер. Но Пётр I скомандовал: «Будем строить новые суда, которые смогут ходить против ветра!». Это возможно, если использовать так называемый косой парус, который стремится увести лодку как бы вбок от ветра, а не в ту сторону, куда ветер дует.
Это был необычайно мощный технологический скачок, хотя местные жители ему сопротивлялись. Пётр I решил, что у него должен быть свой собственный флот, который должен ходить к зарубежным берегам. Но сразу эту мысль до местных жителей донести не удалось. Поэтому пришлось ему писать достаточно суровые приказы, запрещающие постройку традиционных судов.
Яхтинг, хождение под парусом, несёт за собой целый эмоциональный шлейф. Это азарт, знание истории, романтика. Сам Пётр I был очень романтичным и азартным человеком. Он даже попадал у нас в шторм.
Поход для школьников
- По поводу романтики. С яхтами ассоциируются бесконечный хоровод вечеринок…
- Как ни странно, есть такое предубеждение. Каждый второй видеоролик на тему яхты символизирует различные формы лёгкого разврата. Якобы на яхтах только и делают, что устраивают вечеринки. Помните в «12 стульях» Ильфа и Петрова автомобиль «Эх, прокачу!»? Чиновникам, которые заказывали поездки на нем, надо было обязательно попутно растратить государственные деньги на алкоголь и барышень. Вот такое же странное отношение навязывается и к яхтенному спорту. Возможно, это так и есть там, где потеплее, но не в Архангельске. У нас здесь привлекает скорость, риск, а не возможность барышень поморозить (улыбается - Ред.)
- Что мешает развитию парусного спорта сегодня?
- Я как-то слышал, что губернатор области поднимал эту тему. Но она так и сошла на нет. Сейчас те, кто хочет этим заниматься, столкнулись с постоянными изменениями правил. Кроме того, Роспотребнадзор запрещает походы для школьников на яхтах из-за отсутствия у этого ведомства Положения. То есть им нужно составить Положение, в котором было бы прописано всё, вплоть до сухпайка, чтобы школьники могли сесть на яхты. Получается, что наши ребята не могут заниматься парусным спортом в силу бюрократических недоработок.
Но вообще сейчас наступило самое лучшее время, чтобы об этих проблемах начать говорить, пора расширить деятельность спортивной школы. У нас для развития парусного спорта есть все природные условия: спокойные реки Северной Двины, фантастические места, такие, как остров Мудьюг, до которого всего 50 километров. Ребятам можно устроить такой поход, который на всю жизнь запомнится. У них есть возможность ходить под парусом в довольно безопасных условиях, например, рядом с Кузнечевским мостом, куда редко заходят большие суда, и откуда, в случае чего, можно доплыть до берега. Хотя это не просто в каком-то бассейне болтаться. Ходить по реке - это уже серьёзно. То есть, при желании это можно развивать, и это зависит от наших чиновников. Я не скажу, что чиновники не хотят, они, может быть, даже не знают ничего о парусном спорте.
Яхта - это песня души. Душа откликается на все эти образы, и это недаром совершенно, это исторически так сложилось. Русские, если не брать былинные времена, долго были лишены моря, долго к нему шли. Море для нас - большой подарок судьбы. Сначала мы вышли к Белому морю, потом к Балтийскому и Чёрному. Это такая вековая мечта была у русского народа, это необычайно красиво, это признак состоятельности, единения с морем, когда море тебе помогает. Это сильное чувство, когда ты используешь силу ветра и силу моря. Возникает шлейф образов из прочитанных в школьные годы произведений, которые ты даже уже и забыл, но они в подсознании.
Хотелось бы, чтобы наступило такое время, как это было в советские годы, когда в школах висели объявления: набирается группа в спортивную парусную школу.
Досье
Сергей НИКИТИН родился в Архангельске в 1977 году. В школе сам построил лодку из фанеры. В парусном спорте 30 лет. Журналист.