Его речь задела за живое всех, кто неравнодушен к тому, что происходит сегодня в культуре. Райкина поддерживают, с ним спорят, его обвиняют в том, что он «вынес сор из избы».
Художественный руководитель архангельского Молодёжного театра Виктор Панов считает, что цензура есть. И она была всегда, только сейчас она стала другой. У Виктора Петровича своя точка зрения на происходящее в культуре. Вот такой получился монолог.
Читайте между строк
«В 80-м году умер Владимир Высоцкий, - вспоминает Виктор Панов. - Я тут же поставил спектакль «Памяти Высоцкого». Мы отправили заявку в областную газету: «Просим вас дать объявление о вечере, посвящённом творчеству Высоцкого, оплату гарантируем». Объявления не было, пошёл выяснять, мне показывают нашу заявку с резолюцией: «Не можем опубликовать ваше объявление в связи с тем, что по поводу этого объявления было предупреждение из обкома КПСС». У меня 6 лет не выпускали спектакль «Памяти Высоцкого». И так у меня было почти со всеми спектаклями. Меня 12 лет не выпускали за границу. Вот что мы пережили».
К слову, спектакль «Памяти Высоцкого» был показан на сцене театра на Таганке в 1987 году и был признан одним из лучших спектаклей, посвящённых барду.
«Цензура всегда была, - продолжает Виктор Петрович. - Она никуда не делась. Лет 5 назад я покритиковал состояние нашего города. Так мэр Виктор Павленко отменил финансирование фестиваля уличных театров перед самым его началом. На эти деньги артисты со всего мира были приглашены, и мы потом изворачивались, искали средства. Это цензура? Цензура. Она другая просто. Раньше была цензура идеологическая, теперь цензура денег.
16 лет назад мы с Володей Резицким (Джазовый альт-саксофонист, лидер группы «Архангельск», инициатор Международных фестивалей джаза. - Ред.) сказали: «Надо вводить цензуру. Но она должна быть в каком-то другом виде». Тогда бы мы детей от многого уберегли. Сейчас полная глупость придумана: ставить пометки +16. При этом показывать «Дом-2» и «Камеди клаб». Костя Райкин о том же говорил, он говорил не о прямой государственной цензуре, нужно уметь между строк читать. Он говорил о том, что власть должна ограждать художника от обливания картин мочой и так далее, а власть не хочет или бессильна. Почему за границей подобные «Дому» передачи показывают по платным кабельным каналам? Почему в этом случае у нас государство не вмешивается?
Я хорошо знаю Константина Райкина, хорошо знаю его семью. В давние времена артисты театра «Современник» (где тогда служил Константин Райкин. - Ред.), приезжая сюда, практически останавливались у меня. Как-то во время фестиваля «Сполохи» смотрю телевизор, у него берут интервью: « В Архангельске с театрами плохо», - говорит журналист. Он отвечает: «Почему плохо? У вас есть театр Вити Панова, мы за ним из Москвы наблюдаем». И мне понятно, что Константин имел в виду, когда говорил о цензуре. У него очень хорошее воспитание, это его беда. Сейчас нужно быть немножко быдлом, чем он не может быть. Хорошее воспитание мешает воспринимать то, что есть».
Премьера и собачьи урны
«Мы разобщены, - считает Панов. - Ведь что не хватает творческому человеку? Многие московские режиссёры говорят - общения. Нам не орать, не приказывать надо, с нами надо общаться, понимаете? Был министр культуры СССР Екатерина Фурцева, она рассказывала: «Приходят ко мне разные режиссёры: Ефремов, Любимов, Гончаров, я должна с ними со всеми по-разному беседовать». А у нас сейчас как? Недавно нас, деятелей культуры области, собирал замминистра культуры Алексей Павлов. Министр была в командировке. Я думаю, можно было бы дождаться её возвращения, не часто собирают людей с области.
Культура стала не важна. У нас в театре идут спектакли «Вальпургиева ночь» по пьесе Венедикта Ерофеева и «Страстотерпцы» по пьесе Сергея Коковкина. Эти спектакли вошли в список лучших спектаклей страны, они в лонг-листе 2015/2016 «Золотой маски». Когда приезжал Коковкин, автор «Страстотерпцев», про него не было ни одного сюжета на местном телевидении. Зато сняли сюжет про открытие урны для собачьего дерьма, и весь день показывали флешмоб по этому поводу. Я позвонил на телевидение, мне там сказали: «Виктор Петрович, открытие собачьей урны для нас не менее важно, чем ваша премьера».
Я рад, что Константин Райкин вскрыл все эти проблемы, потому что в искусстве нет середины. Ещё Конфуций говорил, что хорошая музыка может создать человека. А плохая музыка, значит, может разрушить человека, понимаете? И всё это нужно обсуждать. Как сказал театровед Михаил Швыдкой: «Главная беда: зритель не готов к восприятию искусства». Вспомните, раньше по полчаса зрители аплодировали, не отпускали артистов. А сейчас вскочили, загремели номерками. Другое время? Да не другое время, так воспитаны люди. И кто, как не мы, люди культуры, искусства, должны воспитывать молодое поколение, и нельзя никому в этот процесс вмешиваться».
Виктор Петрович Панов родился в 1939 году в Архангельске. В области культуры и искусства работает более 50 лет. С 1975 года - создатель и руководитель Архангельского молодёжного театра. Также Виктор Панов является создателем и президентом Международного фестиваля уличных театров, который проводится в Архангельске с 1990 года. Международный фестиваль уличных театров благодаря Виктору Панову в 1992 году был включён в Программу ЮНЕСКО «Всемирное Десятилетие Развития Культуры». Женат, имеет пятерых детей, «много внуков и правнуков».