Средний возраст работников на предприятиях речного и морского флота – 45 лет. На фоне такой ситуации удивительно встретить 23-летнего капитана пассажирского теплохода, и вдобавок - это красивая девушка.
23-летний капитан
3 года назад Александру Хохлову заметили в училище Великого Устюга и пригласили на стажировку в Архангельск. Новому мотористу действующий состав очень удивлялся. «Что вы мне ребенка определили? Это такая тяжелая работа! У нас такие ветра – ее вместе с трапом сдует», - вспоминает Александра первую реакцию капитана. Но, еще будучи единственной ученицей речного училища, она привыкла к недоверчивым взглядам окружающих. И после 2 месяцев работы мотористом Александра уже стала помощником капитана. А еще через полтора года тот самый капитан доверил Саше самостоятельно водить пассажирский теплоход «Петр Завернин».
Истории известны женщины-космонавты, пилоты, ученые. Тем не менее, каждый раз неожиданно увидеть представительницу прекрасного пола в сугубо мужской профессии. «Профессия действительно мужская, – согласилась Александра, но ей она пришлась по душе. - Я с детства дружила с мальчиками во дворе, поэтому учиться и работать среди мужчин мне было не трудно».
Сначала Саша училась на бухгалтера. Но вскоре поняла, что занимается не своим делом - не прижилось. Тогда пришло время строить новые планы: думала, пойти на маркетолога, менеджера или психолога. А как-то раз пришла мысль попробовать себя судоводителем. Она поговорила с начальником речного училища и стала первой девушкой-учеником в истории учреждения.
«В группе иногда ребята говорили: «Вот она - девочка, ей все поблажки делают», - вспоминает Саша годы учебы. - Естественно, делают, здесь кругом работают мужчины, и уважение у них к девушкам все равно есть. Когда меня отправили на первую практику, мне понравилось, и я решила довести дело до конца».
Практика на судах начинается со второго курса. Нашелся единственный капитан, который взял девушку матросом-поваром на буксир. Остальные отказывались. «Сначала мне было обидно, что я учусь на 4-5, а меня только поваром берут, - рассказывает Александра. - Но потом решила, что все равно буду пробовать, вдруг потом повезет. И потом - тут я научилась готовить».
Первый российский порт
После окончания училища юного матроса направили в Архангельск на 2 месяца. Получилось это потому, что один ученик из ее группы проходил тут практику на буксире «Балкаш». Он-то и рассказал начальнику пассажирских перевозок о девочке в училище, которая хочет работать. «А тут все-таки полегче на пассажирском транспорте будет», - удачно заметил он. И перед началом навигации начальник позвонил Саше и пригласил стажироваться в Поморье.
«Я до этого никогда не была в Архангельске. Тогда наивно представляла себе что-то глобальное - это же первый российский порт. Ожидала увидеть здоровые суда... Но здесь, в Архангельске, я поняла всю суть профессии, - делится она. - Стажировку я проходила на теплоходе «Петр Завернин». Помню, капитан ругался: если стажер молодой человек – ему можно подзатыльник дать, а тут с девушкой нужен другой подход».
Сегодня Александра успела поработать на всех линиях в Архангельске. Жители Москвы и Петрбурга уже вполне привыкли видеть женщин в роли рулевых и штурманов, а здесь пассажиры до сих пор удивляются, увидев Сашу за штурвалом. Хотя со временем привыкают, узнают и приветствуют молодого капитана.
«Конечно, есть некоторые трудности в работе, - призналась Александра. - Например, у меня маленькие знания механики. Я могу выполнять простые функции моториста, швартовать. Естественно, ребята помогают, если что-то сломалось – сделают. В зимний период судно стоит на ремонте. А я не могу гайки крутить, поэтому руководство порта на этот период берет меня работать в администрацию».
Родственники сначала не понимали, думали, что это очередная Сашина затея: «поиграется и бросит». Потом когда осознали, что девушка реально собирается работать в этой профессии, отговаривать перестали. Сейчас, конечно, гордятся.
«Мне нравится в этой работе адреналин и новизна – каждый новый день не похож на старый, - говорит Саша. - Пусть у тебя рейсы по одной и той же линии, но погодные условия, течение, люди – все постоянно меняется».