aif.ru counter
20.11.2012 12:21
370

Кто должен помочь людям разобраться во всех коммунальных платежах?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ в Архангельске 14/11/2012

Документ утверждён постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Правила вызвали шквал народного гнева. Люди не понимаю: за что им нужно платить? Мы собрали представители правительства области, депутатов, руководителей управляющих компаний и ТСЖ, поставщиков ресурсов, простых архангелогородцев за круглым столом в нашей редакции.

Тысячи нормативов

Вопрос 1. Откуда взялась новая строка в квитанциях?

Отвечает заместитель министра энергетики и связи правительства Архангельской области Андрей Яковлев:

– В соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса РФ с 1 сентября этого года вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. В связи с этим министерством энергетики и связи были установлены новые нормативы потребления на услуги электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и отопление. Всего министерством было принято 50 постановлений, которыми было утверждено 3716 нормативов потребления коммунальных услуг по Архангельской области. Была создана рабочая группа. Совместно с региональным центром по энергосбережению были проработана вся информация, предоставленная ресурсоснабжающими организациями, и в итоге были приняты данные постановления.

В соответствии с Жилищным кодексом размер платы устанавливается, исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти.

Заместитель директора ГБУ Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» Валерий Хвостов:

– Общедомовые нужды делятся на площадь квартиры. Поэтому, если человек проживает один в 60 квадратных метрах, то он будет платить больше, чем тот, на которого приходится 18-20 метров.

Сильнее всего ощутили рост коммунальных платежей те жильцы, в квартирах которых стоят индивидуальные счётчики, а общедомовых приборов учёта нет. У остальных северян общая сумма оплаты коммунальных услуг осталась примерно такой же, как и в

предыдущие месяцы, или незначительно выросла.

Вода для мусоровпровода

Вопрос 2. Объёмы воды, которые идут на общедомовые нужды очень большие. Куда идёт эта вода?

Валерий Хвостов:

– К примеру, в Архангельске на одного человека в 5-этажном доме уходит 1,15 кубометра воды. В расчёте участвует и этажность здания и количество людей, проживающих в них, площадь общедомовых помещений.

Все возмущаются, что на уборку подъездов физически невозможно израсходовать такой большой объём воды. Но ведь помимо мытья полов, вода нужна для промывки тепловых сетей, мытья урн и мусоросборных камер, других нужд. Разработчики правил это имели в виду, когда определяли формулу, по которой рассчитывается общедомовое потребление. Их позиция была такова, что люди, когда увидят объём, расходуемый на общедомовые нужды, будут требовать с управляющих компаний, чтобы эти работы выполнялись.

Директор Управленческой компании «Жилкомсервис» Александр Зиновьев:

– Я, конечно, понимаю, что по расчётам мы должны мыть мусорные камеры, клапана и т.д. Но те, кто делал эти расчёты, забыли о другом. Жилищный кодекс на сегодняшний день предусмотрел то, что только собственники определяют, что они хотят делать в своём доме. А то, что там есть ещё дореволюционные ГОСТы и СНИПы это совсем другой вопрос. И я считаю, что пока информация о том, как всё рассчитывается, будет скрываться, мы будем иметь проблемы.

Тайна за семью печатями

Вопрос 3. Почему людям не объяснили, как следует, что такое общедомовое потребление и откуда взялись цифры в счетах? Чья это обязанность?

Валерий Хвостов:

– Кто выставляет счета, тот и сам должен разбираться и уметь объяснить своим потребителям. Конечно, мы не особо активно разъясняли людям, пока не были выставлены счета. Когда же счета были выставлены, появились обращения, на которые мы стараемся отвечать.

Андрей Яковлев:

– Ресурсоснабжающие организации должны давать разъяснения и местная администрация также должна это делать. Но не всегда есть квалифицированные сотрудники, которые могут дать ответ и разъяснить. В этом случае, когда местная администрация получает обращение и не может на него ответить, вполне логично было бы переадресовать вопрос в наше министерство. Мы бы дали разъяснение, которое было бы доведено до населения.

Александр Зиновьев:

– Мы просили пригласить нас, чтобы мы могли знать, как утверждаются тарифы. Но нас не приглашают, и видеть нас не хотят. Потому что не хотят, чтобы мы увидели всю раскладку. Также у нас и с нормативами. Это тайна за семью печатями. Мне бы хотелось понять для себя, что бы я мог объяснять населению. Я ведь тоже смотрю в свои личные квитки и вижу разницу, причём достаточно ощутимую.

Нормативы должны были установиться на каждый дом. А у нас – категории домов. Например, есть два 9-этажных дома 2-х подъездные, но площади у них разные, а норматив один и тот же. Когда была объявлена цена вопроса, чтобы делать норматив на каждый дом, решили пойти по простому пути и сделали по категориям домов. И отсюда выходят все недоразумения. И люди не поймут, пока не будет установлен норматив на каждый дом. Люди не понимают, почему они должны платить за общедомовое отопление, когда у них нет батарей в подъезде. Нормативы были взяты у муниципалитетов, применены новые правила и никаких разъяснений, никаких пояснений даже нам как управляющим компаниям не дали.

Начальник отдела по работе с потребителями Управления энергосбытовой деятельностью по г. Архангельску ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области Ольга Тихомирова:

– Ситуация такая – обращений очень много. У нас есть консультационный центр. Можно туда обратиться. Всем ответим, всем покажем формулы, прямо на пальцах объясним, как рассчитывалось. Мы объясняем, что входит, откуда взялись цифры. Так что обращайтесь к нам. Телефон консультационного центра 8 (8182) 42-05-75

Заплати – и иди в суд

Вопрос 4. Люди, не понимая, за что они должны платить, просто вычёркивают строчку об общедомовое потреблении. Какое наказание за это их ждёт?

Валерий Хвостов:

– У человека просто будут накапливаться долги.

Александр Зиновьев:

– Если люди не будут платить, им будут начислять пенни, судебные приставы получат новую работу. Вот и всё.

Прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Архангельской области Анастасия Дедова:

– Люди не знают, что с 1 сентября вступило в силу это постановление. Они не понимают, почему и за что они должны платить. Но те, кто получает коммунальную услугу, должен её оплачивать, в том числе и общедомовые услуги. Людям, которые не могут разобраться, можно посоветовать, во-первых, обращаться в свою управляющую компанию, затем – в Государственную жилищную инспекцию, которая проверяет порядок начисления, то есть эти самые формулы. Если же у человека возникает подозрение о неправомерности начислений, то он может обратиться в суд или прокуратуру для перерасчёта.

Сейчас обращения есть. Они находятся в районных прокуратурах. По ним проводятся проверки.

«Люди, идите в суды»

Вопрос 5. Проблемы деревянных домов – это то, что из благоустройства только одна вода. Почему берётся плата за общедомовое? Из расчёта чего? Уборщицы в этих домах никогда не было.

Андрей Яковлев

– Дискуссий по этому поводу много. Но в методике никаких сносок по данному вопросу нет. Обратиться человек в суд с жалобой, что нормативы рассчитываются не в соответствии с методикой, выиграет этот суд и заставят нас принять другую методику. И тут уже у меня вопрос к людям: почему вы ничего не делаете?

Вопрос 6. Люди переживают, что все потери теперь будут раскиданы на них под видом общедомового потребления. В том числе им придётся платить, к примеру, и за украденное электричество. А кто должен следить и не давать воровать?

Александр Зиновьев:

– На сегодняшний день в соответствии с законодательством. Собственники должны передавать показания своих индивидуальных счётчиков. При этом управляющая компания должна это проконтролировать. Но мы сталкиваемся с большой проблемой попадания в квартиры так называемых «ульяновок», где люди наставили железных дверей, не пускают и ключей не дают. Объективной информации, сколько квартира потребила не всегда можно получить. При этом мы вызываем участковых. Люди должны понимать и помнить не только свои права, но и обязанности. И люди должны чётко понимать: если мой сосед приворовывает, то надо без стеснения об этом сообщать в управляющую компанию. Примеров у нас – тысячи. Мы приходим – обрезаем. Но опять же за этой дверью этот же товарищ через полчаса снова подсоединяется.

Мнение Акишева

– С 1 сентября все субъекты федерации должны были ввести новые нормативы, причём не только по воде, а ещё по теплу и электроэнергии. Но по электроэнергии и по теплу практически вопросов нет. Почему? Одна из причин в том, что в Архангельске примерно 85% жилого фонда имеют общедомовые приборы учёта тепла и электроэнергии. Поэтому тут никто изменений практически и не почувствовал. А по воде, к сожалению, только 16,5%. И вот всё вылезло наружу. Я понимаю, почему правительство это сделало. Надо экономить ресурсы страны, надо считать каждую копеечку. И всё сделано правдами и неправдами, чтобы в каждом доме, в каждом помещении был общедомовой счётчик. Считайте, что это переходный период. Всё равно через год–полтора этот вопрос рассосётся. Во всех домах будут стоять счётчики. А дальше наступит повышение стоимости ресурсов. Других вариантов нет. Социализм, к сожалению, закончился.

Кроме того в этом постановлении есть ещё ряд интересных моментов. Почему все заметили лишь то, что выросли платежи? Там, например, есть такой пункт, что теперь не 6 месяцев, а 3 достаточно ресурсоснабжающим организациям за неплатежи отключать снабжение.

Что же касается разъяснений, то формально сторона этого вопроса была выполнена: постановление было напечатано в областной газете. Конечно, надо было заранее эту работу провести и до каждого человека в городе и области донести. Но у нас это никогда не считалось важным.

Меня сейчас больше волнует другой вопрос. Почему мы сейчас молчим о том, что со следующего года у нас вообще революция грядёт. Сейчас Государственная дума в третьем чтении закон принимает о региональных фондах капитального ремонта. И он, скорее всего, будет принят и будет введён в действие с января или несколько позже. И тогда все собственники жилья будут обязаны перечислять ежемесячно средства на капитальный ремонт в региональный фонд. И там уже чиновники или уполномоченные люди будут тратить эти собранные средства на первоочередные нужды. А до вашего дома может через 10 лет только дойдёт очередь. И об этом надо говорить. Обратной дороги не будет. Весь капитальный ремонт и все серьёзные капитальные затраты перейдут на собственников. С одной стороны, это и правильно. Ведь когда мы покупаем машину, государство нам не помогает её ремонтировать. Но с другой стороны, я с ужасом представляю что с городом произойдёт. Вот, к примеру, 400 лифтов через два-три года выйдут из строя, кровли прохудятся, и это всё надо будет делать самим. Вот чего больше всего меня как гражданина волнует.

Дмитрий Акишев, председатель комиссии по вопросам городского хозяйства городской Думы

Позиция Поздеева

– Я получил квиток – посмотрел, удивился. 600 кубов на «ульяновку» в месяц. Это железнодорожный состав из 10 вагонов. И столько мы тратим на общедомовые нужды? Я побежал по городу, стал искать, каким документом это установлено. Нашёл, посмотрел. Такие учёные люди его писали, что ничего не поймёшь. Сложные формулы из высшей математики. Ладно, в математике я не понимаю, но я нашёл фразу, которая крайне меня заинтересовала. «Полив территории вокруг дома». Вы что закона не знаете? Эта земля городская. Мы её не приватизировали. Зачем мы будем воду лить вокруг дома?

Второе. 40 % жилфонда у нас – деревянного. И у людей возникает вопрос: почему мы платим за воду за общедомовые нужды? И это тогда, когда воду себе они с колонок таскают! Как быть с платежами в деревянных домах? Мы советуем платить и идти в суд. Суд обязательно отыграет деньги обратно. Мы массово сейчас запустим эти процессы и будем побеждать.

Василий Поздеев, лидер общественного движения «Моё жильё».

Крик души

Жительница Кемского посёлка, Валерия Малышевская:

– Вы говорите, что собственники должны вкладываться. Но есть дом, непригодный для проживания. Таким он был признан ещё в 2000 году. Почему собственники в этом доме должны платить за общедомовое потребление? По документам этого дома уже не существует. Я выиграла суд. Сроки сноса дома уже прошли. По документам его уже снесли. Почему нам приходят счета за общедомовые нужды?

А как у соседей?

В Северодвинске горячая вода поступает от угольной ТЭЦ по отдельной трубе. Стоимость воды в городе корабелов получается несколько меньше. Но без проблем там, как и в Архангельске, не обошлось.

«Мы начисляем на общедомовые нужды только тем, у кого квартирные водомеры, – пояснил заместитель начальника Управления энергосбытовой деятельностью по г. Северодвинску ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области Виктор Яровой. – У кого их нет, они больше не стали платить. Но на сегодняшний день в Северодвинске приборов учёта установлено мало. Сейчас мы усиленно их устанавливаем и по нашей программе до 1 июля 2013 года планируем за счёт собственников установить приборы учёта во всех домах. Мы выставляем квитанцию сразу, но если её не оплачивают, то на 5 лет даём рассрочку. По октябрю у нас 119 домов – с приборами учёта. Из них на 41 доме общедомовые нужды превысили предельные установленные нормативы. То есть по приборам учёта у нас получился факт на общедомовые нужды больше, чем установленные нормативы. При этом у нас всё расписано в квитанциях. Там указаны нормативы для конкретного дома, расписаны площади общедомовые».

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество