Лично я не знаю ни одного случая прихода в оленеводство извне. Можно устроиться работать в любую отрасль, даже стать космонавтом, а оленеводом надо родиться. Для примирения сторон в округе принято оценивать оленеводство как вид традиционной хозяйственной деятельности ненцев и коми.
К большому сожалению, в последние годы в округе на проблемы оленеводства обращается недостаточное внимание. Уровень государственной поддержки резко снизился.
До прихода нынешней администрации оленеводы получали по 500 рублей на голову за сохранность, возмещалось 80% транспортных расходов за вывоз оленпродукции. Сегодня об этом можно только мечтать. По результатам 2011г. государственная поддержка оленеводства в НАО в три с половиной раза ниже средне российских показателей.
В округе низкая закупочная цена мяса оленины, много ниже, чем в соседних регионах. В 2011 году средняя цена для многих хозяйств составляла 110 рублей за 1 кг. Если учесть, что в округе производится максимально до 1200 тонн в год, то за минусом оленины, идущей на внутрихозяйственное потребление (около 250 т), общий доход отрасли не превысит 100 млн рублей.
Максимум, что можно получить при таких показателях, это 9-10 тысяч рублей в месяц на одного работающего оленевода, учитывая, что, как правило, в семьях оленеводов коэффициент семейности много выше среднеокружного, возникает вопрос: как они выживают. Проблема доходов это не только производство продукции, но и ее реализации. При отсутствии дорог вывоз оленины осуществляется вертолетами, при этом стоимость перевозки 1 кг мяса обходилась хозяйству 100-110 рублей, немалых затрат требует и арендованный наземный транспорт, а компенсационные выплаты уменьшились в три раза.
Все вышесказанное говорит о том, что главный показатель - уровень жизни оленеводов - напрямую зависит от величины бюджетных вливаний. И в благополучной Скандинавии, и в других регионах России оленеводство дотируется, только в нашем округе в 3,5 раза меньше среднероссийского уровня. В РФ провозглашена норма о том, что не должен приниматься ни один государственный акт, ухудшающий положение граждан. В округе эта норма действует для всех, кроме оленеводов. Самым убедительным всегда являлся язык цифр. По итогам прошлого года среднемесячная зарплата оленеводов была в пределах 12000 рулей, что в два раза меньше среднероссийской и в четыре раза меньше средней по округу. Зарплата государственных служащих окружной администрации, обязанных по долгу службы первыми озаботится положением в оленеводстве, около 120 000 рублей. Разрыв в доходах, мягко говоря, не приличен, при условии, что, как правило, у чиновника супруг или супруга тоже работают не доярками, а у пастухов, к сожалению, жены имеют статус безработных.
Сегодня более менее стабильное положение в хозяйствах, напрямую сотрудничающих с нефтяными компаниями. Большие проблемы у оленеводов Каратайки, Харуты, Индиги, Омы и Неси. Нет никаких предложений со стороны администрации по выходу из кризисной ситуации. При таком положении во многих хозяйствах скоро некому будет пасти оленей, у некоторых хозяйств дефицит пастухов имеется уже сегодня, проблема специалистов возникла в прошлом веке. На сегодня на роль руководителя оленеводческого хозяйства нет желающих. Спасибо нашим мужественным женщинам - они возглавили уже четыре хозяйства. Воистину, коня на ходу остановят, а мужчины окружной администрации вместо реальной помощи внимательно со стороны наблюдают, что у них получится.
Союз оленеводов НАО обращался с конкретными предложениями к Главе Администрации И.Г.Федорову и Собранию депутатов, в том числе по строительству убойных пунктов, на год раньше, чем предусмотрено программой. За такую «наглость» в бюджете 2012 г. не предусмотрено ни рубля. На программу, которая должна бы финансироваться с 2011 года, не предусмотрено никаких субсидий на оленеводство, а Архангельская область финансирует оленеводство по остаточному принципу, мотивируя тем, что округ вернул себе полномочия по сельскому хозяйству. И это так – округ в рекордные сроки создал Управление сельского хозяйства, укомплектовал штаты, ну, а дальше хоть ягель не расти… На сегодня совет Союза оленеводов написал обращение в Государственную Думу, оно попало к депутату – единороссу г. Пехтину и тишина. Второе обращение направили в Администрацию Президента РФ, отправлено на «разборку» в Администрацию НАО, по всем обращениям прошли сроки рассмотрения, предусмотренные законодательством.
Несмотря ни на что, мы прелагаем восстановить субсидии и компенсации для оленеводства в прежнем объеме с соответствующей индексацией и определять, чьи это полномочия - области или округа - оленеводу ни к чему, для него все органы государственного управления есть власть.
Сегодня ускоренными темпами необходимо приступить к строительству сертифицированных убойных пунктов – мы, единственный субъект в РФ, который не имеет ни одного такого убойного пункта. Я лично провел переговоры с фирмой-производителем современных убойных пунктов, которая готова изготовить и смонтировать в округе оборудование с рассрочкой платежа до 5 лет. Соответствующее обращение направил в управление с/х, пока никакой реакции. В чем заключается необходимость ускорения строительства этих объектов? Прежде всего, это необходимо для реализации идеи глубокой переработки. Сама глубокая переработка должна производиться в едином центре (мясокомбинат), а заготовка сырья по всем видам должна происходить на местах убоя, что невозможно без современных технологий. Сегодня мясокомбинат, покупая у оленевода мясо по 110 рублей, порезав на куски, тут же продает по 250 рублей. В данном случае добавленная стоимость оленины идет мимо оленеводов. При наличии оборудования оленеводческое хозяйство самостоятельно занимается фасовкой мяса и напрямую выходит на рынок. Думаю и мясокомбинату есть определенная заинтересованность покупать оленину по видам: мякоть, ребра, продукцию на консервирование по разным ценам, уменьшаются затраты на переработку и хранение.
Для того чтобы решить проблему не оленеводства, а достойного уровня жизни оленеводов необходимо сделать анализ состояния каждого хозяйства. Для этого необходимо восстановить систему государственного управления оленеводством, которая на сегодня полностью утрачена. Я называл выше проблемные хозяйства, хозяйства, которые в советские времена славились высокими производственными показателями -значит есть реальная база и возможность реанимации. Большие проблемы в общине «Канин», но занимаются решением только одной – отстрелом оленей. Тема интересна тем, что на ней легко пропиарится, а основные беды остаются в стороне. В хозяйстве основная беда - это перевыпас, таких темпов пастбища не выдержат и через несколько лет олени самостоятельно отрегулируют численность из-за бескормицы. Объяснения о том, что не делают полноценного забоя из-за отсутствия рынка сбыта, меня не устраивают. Здесь нужно внешнее вмешательство и функции по переработке оленей передать мясокомбинату, раз само хозяйство не справляется. Кроме того, за счет избыточного поголовья можно восстановить поголовье в СПК Восход и Индига. Такой опыт в округе есть. В начале девяностых годов «ервовцы» купили у нельминносовцев 1000 оленей и перегнали в район Варандея, а канинские оленеводы после осенних просчетов находятся рядом с перечисленными выше хозяйствами. Все это реально для исполнения.
Все эти мероприятия требуют больших финансовых ресурсов. Весь округ сегодня сидит на нефтяной игле. Нефть добывается на территориях традиционного природопользования оленеводов. За счет нефти построены многие необходимые объекты, планируются аквапарки, молодежные и туристические центры, потом захочется цирка, крытых велотреков, лунопарков и прочее. Только оленеводы, для защиты интересов которых в далеком 1929 году был создан национальный округ, сегодня, де факто, в роли круглых сирот.
Президент РФ Д.А. Медведев, по словам г-на Федорова, поручил ему беречь ненцев.
Уничтожая основу самобытности ненцев, не делая никаких попыток по развитию оленеводства, не сохраняя культуру и традиции, тяжело говорить об исполнении поручения руководителя государства.
Игорь Геннадьевич, господа депутаты, нет никого, кто бы не делал ошибок, уважения достоин лишь тот, кто умеет их признавать и исправлять. Главное вовремя.
Хочется верить, что после публикации в газете, хоть кто-то из выше перечисленных даст вразумительный ответ. Если деяния органов государственной власти округа не ошибка, то это открытый шовинизм.
Председатель правления
Союза оленеводов НАО А.И. Выучейский
Комментарий
Депутат областного Собрания депутатов Песков Владислав Владимирович:
Вопросы, которые ставится в статье, возможно решить только совместными усилиями исполнительной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Действительно, сейчас существуют большие проблемы в сфере переработки оленины. И эти вопросы не ограничиваются только проблемой низкой закупочной цены. Потому что уровень закупочной цены – это всего лишь верхушка айсберга, своеобразный индикатор сложного положение дел в оленеводстве. И повышение закупочной цены – это не решение всего спектра проблем. А их немало – от сохранения преемственности до экологической безопасности.
На мой взгляд, проблема намного шире и решать ее надо комплексно. Начиная с федерального уровня. Исходя из этих соображений мы и инициировала проведение в Архангельске совместного выездного заседания двух постоянных комитетов Парламентской ассоциации Северо-Запада России – аграрного и по делам коренных и малочисленных народов Севера, на котором очень тщательно рассмотрели проект федерального закона о поддержке оленеводства.
Конечно, такой закон во многом будет носить рамочный характер, но он позволит создать своеобразную точку отсчета, базу для решения вопросов уже на региональном, местном уровнях.
Вместе с тем, я бы не стал говорить о том, что сейчас полностью отсутствует поддержка оленеводства на местном уровне. Без ложной скромности скажу, что во многом благодаря усилиям депутатов областного Собрания, представляющих Ненецкий автономный округ, из областного бюджета на исполнение полномочий по сельскому хозяйству округу передано в этом году 160 миллионов рублей.
Более того, есть федеральные, областные и окружные субсидии, действуют целевые программы поддержки малочисленных коренных народов Севера. Например, именно в рамках подобных программ оленеводческим бригадам бесплатно выделяются спутниковые телефоны, спецодежда и так далее.
Конечно, этого недостаточно. Но, наверное, надо отдавать себе отчет, что мы живем в рыночных реалиях, постоянно уповать только на субсидии тоже не очень правильно. У оленеводства, если ее рассматривать именно как отрасль сельского хозяйства, есть серьезный экономический потенциал. За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на ситуацию в Ямало-Ненецком автономном округе.
На мой взгляд, сегодня очень многое зависит непосредственно от руководителей хозяйств, от их способности работать в нынешних условиях.
Естественно, все это не отменяет и понимание того, что оленеводство – это традиционный уклад жизни, требующий особого внимания со стороны властей всех уровней власти.