Три поколения архитекторов Кибиревых трудились в Архангельске, создавая его облик, украшая и улучшая его. И вот на днях Вадим Михайлович Кибирев презентовал книгу «Архангельск – ХХ. Архитекторы Кибиревы. Архитектура – Градостроительство – Монументы – Проекту – Постройки – Суждения».
Книга о том, как он сам, его отец и его сын трудились над архитектурным образом нашего города. В ней охвачен период с 1930 года по сегодняшний день. О своей работе, точнее о своём призвании потомственный архитектор говорит так: «Я заражён этим до конца!»
Родом из Америки
-Вадим Михайлович, скажите, сегодня архитектор – это творческая профессия или приходится просто следовать указаниям заказчика?
- Если архитектуру понимать именно так, как изначально было заложено в это понятие, то это, безусловно, творческая профессия. Вообще, сейчас всё чаще архитектуру путают с дизайном, не понимая разницы.
-Архитектура - это сфера духовного искусства. Что же тогда происходит в наших душах, если мы строим такие здания, как на перекрёстке Троицкого и Карла Маркса? Это чёрное громоздкое сооружение в народе уже окрестили крематорием.
- Вообще огромное значение имеет градостроительный подход. Так, к примеру, для сёл характерно тонкое чувство ландшафта, местности. В городах это пропадает. А ведь строя новое здание нужно учитывать всё: ритм окон, этажность. Здание на пр. Троицкий и ул. Карла Маркса сделано очень большого масштаба, оно раздавило всю окружающую его застройку. Оно было бы уместно в Нью-Йорке, но сюда оно по масштабу просто не вписалось. Да к тому же эта чёрная, мрачная вещь стоит напротив школы и сильно подавляет. Вообще то, что сегодня повсеместно строится - пошло от американской безкорневой архитектуры.
-Но у нас же есть союз архитекторов Архангельской области. Почему они молчат, не выступают против уродливых новостроек?
- Я сам 40 лет возглавлял его. Чтобы чего-то добиться, надо тратить свои нервы, энергию, время. В своё время я приложил немало сил, чтобы убедить поставить памятник адмиралу Кузнецову именно там, где он стоит сейчас. До этого был вариант поставить его почти у памятника Петру I, только несколько ниже. Ещё хотели ставить там, где сейчас стоит стела «Город воинской славы». Но я убедил, доказал и получилось очень хорошо. А сегодня многие архитекторы боятся спорить и, кроме того, каждый тянет на себя, старается урвать заказ.
Облупленные памятники
-В каком состоянии сегодня на ваш взгляд находятся памятники архитектуры, сохранившиеся в нашем городе?
- Ещё в 1955 году мой отец поднял вопрос о реконструкции Гостиных дворов. Это главный наш памятник. И я очень счастлив, что сейчас его, наконец, взялись привести в порядок. Ведь именно это здание держит всю панораму центра. Ещё один уникальный памятник – это пивзавод. Но его довели до разрушения, чтобы в конечном итоге построить на его месте какой-нибудь очередной торговый центр. Кстати, я много где был: в Китае, Скандинавии, Америке. Но нигде я не видел такого «чуда», как у нас, чтобы памятники закрашивали масляной краской. Вот взять хотя бы стелу, установленную на набережной. Её покрасили. Она сделана из вечного материала, но и он не выдерживает такого отношения. Скоро от неё куски начнут отваливаться. Вообще раньше возле неё собиралась молодёжь с гитарами, пели песни. А теперь эти крашенные стены отталкивают. Кстати, это место я определил, когда гулял с Фёдором Абрамовым. Я интуитивно почувствовал, что стела должна стоять тут. А позже я поместил на неё, как я его называю, крючок в честь 400-летия Архангельска. Получилась перекличка веков: Гостиный двор с одной стороны и этот памятник – с другой. Но сегодня в нашем городе слишком много памятников. Они начинают мешать друг другу. Так, например, стела «Город воинской славы». Она очень красивая, но ей тесно на том месте, куда её поставили.
Фишку снесли
-Несколько лет назад в городе активно велись споры о судьбе дома Сутягина. В конечном итоге его просто сравняли с землёй. А как на ваш взгляд, стоило ли его сохранить?
- Этот дом был создан спонтанно, но вышла очень интересная для силуэта города вещь. Сам дом придумал Сутягин, но строили его специалисты своего дела. И он стал, как теперь модно говорить, своеобразной фишкой для города, его брендом. Конечно, он мог в любой момент вспыхнуть или упасть. Но мне кажется, нужно было всё - таки предпринять попытки его сохранить.
-Вадим Михайлович, как вы относитесь к рекламе в Архангельске?
- Это неприятно и не трогает. Реклама загромождает город и это сказывается на его образе. Вообще, самое блестящее решение рекламное я видел в Китае. Там реклама размещена на вертикальных красных полосках. Получается очень деликатно и красиво. А на нас со всех сторон огромными плоскостями давят билборды, что сильно раздражает.
Если семья трещит по швам. Советы психотерапевта
Жители Архангельской области болели за Владимира Тарасова на конкурсе участковых
Путешественник по тайге: «Живём, как в «Аватаре»