В Амстердаме дешевле, чем в Кимже
Алексей Едовин: Конечно, иностранцы сейчас очень мобильны, много путешествуют, - говорит краевед.- Они смотрят в Интернете, что есть интересного и в нашей области они видят информацию, как правило, о Соловках, и едут туда. Это действительно очень интересный объект. Во-первых, это островной памятник с замкнутой культурой. Во-вторых, он связан с многими историческими личностями. Объекты культурного наследия здесь сохранены и восстановлены. Кроме того, здесь достаточно развита инфраструктура.
Кстати, негативно сказывается на развитии туризма и дороговизна. Сами посудите, в деревне Кимжа переночевать стоит 1500 рублей с человека, а Амстердаме – 2000 рублей на двоих.
АиФ-Архангельск: Многие памятники области продолжают разрушаться. Стены исписаны краской, внутри – бутылки и грязь. Почему наше наследие в таком состоянии?
Алексей Едовин: К сожалению, то, что есть, действительно, находится в крайне запущенном состоянии. Главной проблемой, как правило, является неразвитая инфраструктура и отсутствие доступа к историческим местам. А значит обеспечить сохранность памятников крайне сложно. В Архангельске, например, на сегодня все памятники церковной архитектуры либо восстановлены, либо построены заново. А чуть отъехать от города на несколько десятков километров и там уже объекты духовной культуры просто в плачевном состоянии. Если нет рядом людей, то памятники очень быстро гибнут.
Что посмотреть
АиФ-Архангельск: Неужели у нас посмотреть совсем нечего?
Алексей Едовин: Почему нечего? Если вспомнить Новодвинскую крепость, то там с 2007 по 2013 год достигнуты существенные успехи в деле очистки и создания рекреационной привлекательности. В некоторых местах уже даже проложены туристические дорожки. Конечно, реставрация самой крепости сейчас на начальном уровне, но людей уже можно возить. Им есть, что показать. Но тут возникает вопрос: как добраться? Это проблема.
Вообще мы можем рассчитывать только на так называемый экстремальный туризм. Это когда людей привлекают те памятники культуры и природы, которых больше нет нигде в мире. Но их рекламой никто не занимается. Даже в окрестностях Архангельска много памятников, которые можно включить в туристический маршрут. Например, целый комплекс памятников расположен на острове Мудьюг. Раньше туда ходили теплоходы, сейчас же не осталось даже причала. Добраться можно только на моторной лодке или катере. Конечно, туда возят туристов, но в очень небольшом количестве. Да и то: те, кто туда ездят, как правило, не знают, что там находится. А там есть остатки поселения раннего бронзового века. Можно было бы даже сделать целый музей под открытым небом. Кроме этого есть множество фортификационных сооружений. Был там в своё время и концлагерь. Но он был заброшен и попросту сгнил. Восстановить его без новоделов уже невозможно. Кроме того, на Мудьюге прекрасные рыболовные угодья и сосновый бор. На самом деле это готовый туристический и рекреационный комплекс. Нужен лишь транспорт.
Искусственный бренд
АиФ-Архангельск: Сейчас все только и обсуждают родившийся где-то в чиновничьих коридорах бренд области «Кумушка Тоска». Что это за издевательство над нами?
Алексей Едовин: Этот бренд не приживётся. Вообще всё искусственно созданное чиновниками не приживается. Не нужно придумывать бренды. Это не даёт никаких результатов. Важно, прежде всего, изучать своё культурное наследие и сохранять его. Тогда и без всяких брендов люди будут к нам ездить. Набережная Архангельска, например, сделана в 70-х годах. Многие её участки уже в плачевном состоянии и требуют ремонта. Поэтому главный вывод, на мой взгляд, это закусить удила и день за днём всем вместе работать над обликом своего города.
АиФ-Архангельск: Меняется ли отношение людей к истории своего города и края?
Алексей Едовин: Сегодня всё общество поставлено в такую ситуацию, когда основной целью является выживание. Но при этом, стоит отметить, что в разное время был свой подход в отношении к своему городу. Так, например, того стремления сохранять культурное наследие, которое сегодня есть достаточно у многих, в 17-18 веках не было. Тогда люди жили исходя из своих насущных потребностей. Например, обветшала церковь, и ни у кого не возникало мысли сохранить её. Нет, её просто сносили и строили новую. Бережное отношение к памятникам начало появляться в 20 веке в Европе. И я уверен, что чем дальше, тем больше ситуация будет меняться к лучшему. Это общемировые тенденции. И изменения уже весьма заметны. Я хочу сказать, что не правы те, кто утверждают, что человека сегодня волнуют только деньги. Это не так. Есть те, кто заботится и немало делает, для своего города и края. Вообще, человек должен уповать не на власть, а на себя и своё окружение. Только так мы сможем увидеть серьёзные результаты.