31

Смелый шаг в завтра

Начальник платформы заглянул в кают-компанию, где отдыхала после вахты вторая смена. Снаружи бушевала пурга, а здесь, за прочными стальными стенами «Приразломной», царили тепло и уют. – Как дела, шеф? – приветствовал начальника, веселый, молодой рабочий. – Какие новости с большой земли? Нефтяники, отдыхающие в кают-компании, повернулись к начальнику платформы. – Сегодня только хорошие новости, – слегка улыбнулся, этот, в общем-то, суровый человек, всю свою жизнь посвятивший работе на морских буровых платформах. – Только, что сообщили с «Арктической», в Карском море они разведали новое большое месторождение нефти. Из Мурманска к нам вышел ледокол с оборудованием и новой сменой. Придут по плану. А завтра синоптики обещают нам ясную погоду. Так, что будем любоваться северным сиянием…

Возможно, что в самом ближайшем будущем именно так и будут обстоять дела на добыче углеводородов на арктическом шельфе России. И первые шаги к этому уже сделаны. На северодвинском предприятии Севмаш построена и установлена на месторождении «Приразломное» в Печорском море уникальная ледостойкая платформа с одноименным названием. На «Звездочке» прошли ходовые испытания самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая». Наработав опыт в строительстве техники для нефтегазовой сферы, северодвинские предприятия готовы продолжать эти работы.

Люди строят в море города и острова

Первую нефтедобывающую платформу построила американская компания Superior Oil в 1938 году. Интересное совпадение, именно в этом году в СССР был основан город Молотовск (ныне Северодвинск). И спустя 73 года именно на северодвинском Севмаше была возведена первая ледостойкая платформа «Приразломная», которая будет эксплуатироваться в экстремальных климатических условиях Арктики.

Современные платформы предназначены для круглогодичной эксплуатации в условиях сурового климата и могут не только успешно противостоять напору волн и ледовой нагрузке, но даже выдерживать землетрясения благодаря специальной конструкции опор. Сами платформы занимаются бурением, добычей и обработкой нефти и газа. По сути это автоматизированный производственный комплекс с собственной автономной инфраструктурой и флотом в который входят суда обеспечения. Жилищные условия современных платформ отличаются высокой комфортабельностью. Здесь есть практически все блага современной цивилизации, начиная от кинозала и сауны и заканчивая современным спортзалом и Интернетом. Наверно поэтому большую, стационарную «Приразломную» прозвали плавучим городом, а компактную «Арктическую» – плавучим островом.

«Арктическая» готовится в разведку

Самоподъемная плавучая буровая установка «Арктическая» предназначена для бурения разведочных и эксплуатационных скважин на нефть и газ на шельфе Арктических и других морей. Судьба ее складывалась не просто. Строительство платформы началось в 1996 году. Однако, из-за кризиса главный инвестор – «Газпром» – приостановил финансирование. За несколько последующих лет первоначальный проект «Арктической» устарел. В 2003 году было принято решение о корректировке проекта в соответствии с новыми техническими требованиями. Платформу подвергли модернизации, теперь она может вести разведку шельфа на морских глубинах не 30 метров, как было ранее, а до 100. И бурить скважины до отметки шесть с половиной километров. «Арктическая» стала первой разведочной буровой установкой приспособленной для работы в северных условиях. Это единственная, в своем роде платформа, оборудование которой может работать при температуре до - 30 градусов С. Планируется, что она будет бурить скважины в Карском море. Хотя работать может на любом шельфе мира. Интересно и то, что, строили «Арктическую» не наплаву, а в цехах «Звездочки». Подобную работу в России до этого не выполнял никто.

Отец «Приразломной»

Пожалуй, отцом ледостойкой платформы «Приразломная» по праву может считаться академик Евгений Велихов. – Евгений Павлович знал, что запасы нефти на континенте заканчиваются и обязательно надо начинать освоение морских месторождений Арктики, – вспоминает Валерий Бородин, заместитель генерального директора Севмаша. – А в это время (1993 год. прим. авт.) оборонные предприятия Северодвинска освобождались от больших объемов гособоронзаказа, т.е. мощности были на ближайшее время свободны, и их надо было загружать. Поэтому Евгений Павлович предложил создать компанию по освоению Российского шельфа, и с этого момента начались активные действия по разработке самого проекта и по консолидации сил всех участников. История показывает, что направление было выбрано правильно, хотя путь был действительно сложный.

– Платформа была заложена в 1995 году. Почему строительство растянулось на 15 лет?

– Объемы финансирования даже с привлечением иностранных инвесторов не обеспечили выполнения плановых показателей проекта. Проект получил развитие только через 6 лет, в 2001 году после заключения соглашения о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть» об освоении Приразломного нефтяного месторождения. Для реализации проекта в качестве заказчика на строительство платформы создали «Севмонефтегаз». Между этой компанией и Севмашем был заключен договор на изготовление опорного основания «Приразломной», а позднее и всей платформы. И только после этого в цехах развернулось строительство секций и блоков кессона.

– Строительство кессона и накатка верхнего строения потребовали принятия смелых конструктивных решений. Как выполнялась это работа?

– Мы построили четыре суперблока за два года. Каждый суперблок по массе и размерам сравним с самой большой в мире атомной подводной лодкой «Акула». Но после строительства предстояло самое сложное – соединить их в одно целое. При этом необходимо было обеспечить безусловную надежность сооружения, ведь платформе предстоит 25-летняя эксплуатация, в экстремальных климатических условиях. Мы искали пути, что и как делать. Заказчик посоветовал нам использовать водолазов, которые варят под водой. Сначала идея показалась полностью неразрешимой, потому что сварка под водой не давала требуемых прочностных характеристик. Но желание Севмаша решить этот вопрос было превалирующим, как и желание компании «ИнтерАква». Мы совместно разработали специальное устройство, которое обеспечивало выполнение этой работы, причем безаварийно, в хорошие сроки и с наименьшими затратами. В итоге под водой было выполнено более 15 км сварных швов.

Затем на опорном основании была сформирована промежуточная палуба и платформу установили на дно глубоководного котлована для накатки вспомогательного модуля и верхнего строения. Процесс накатки таких сооружений на плаву выполнялся впервые по уникальной технологии Севмаша.

– Какие еще знаковые моменты строительства платформы можно отметить?

– Стоит отдельно остановиться и на проектировании платформы. Это была большая проблема. Проект кардинально менялся пять раз. При этом значительно подвергалась перекройке архитектура платформы, комплексы и системы. Лишь в 2009 году после многочисленных изменений был окончательно утвержден технический проект, определивший облик платформы. Только после этого мы смогли увеличить темпы строительства, закупить оборудование, довести численность рабочих до трех тыс.человек. За год смонтировали буровую вышку, основное технологическое оборудование, установили жилой модуль, краны и отгрузочные устройства, сформировали из двух частей вертолетную площадку, выполнили окраску и изоляцию внутренних помещений, установили механизмы, оборудование, аппаратуру.

Нефтяные моря России

26 августа 2011 года платформу успешно установили на месторождение «Приразломное» в Печорском море. В районе ее базирования проводится постоянный экологический мониторинг. Получены все необходимые экологические заключения российских и международных организаций, подтверждающие экологическую безопасность работы «Приразломной». По нормативным документам срок ее эксплуатации составляет 25 лет. Однако эксперты отмечают, что конструкция основания платформы – кессона, стенки которого имеют толщину пять метров и представляют собой стальную 42-миллиметровую обшивку с залитым внутрь бетоном, – настолько прочны, что обеспечат надежную эксплуатацию сооружения, в несколько раз превышающую нормативные сроки.

Ледостойкая платформа может вести бурение и эксплуатацию до 40 скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, вырабатывать тепловую и электрическую энергию. По сути это многофункциональный комплекс, обеспечивающий все операции по разработке месторождения, извлекаемые запасы нефти которого составляют 46,4 миллиона тонн. И это в условиях высоких ледовых нагрузок в районе добычи, транспортировки нефти в тяжелых природных условиях при температурах до -50 градусов С.

Арктика нам близка

Как сообщил на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС Роман Троценко, президент Объединенной судостроительной корпорации: «В совокупных планах российских компаний для освоения российского континентального шельфа только на ближайшее десятилетие предусмотрено строительство более двадцати буровых и технологических платформ, более 100 судов и плавсредств обеспечения работ на шельфе и не менее 30 газовозов ледового флота. Запланированное Россией начало коммерческого использования Северного морского пути еще больше увеличивает спрос на арктические суда. По решению правительства предприятия ОСК – головные судовые исполнители гигантской программы». Северодвинский оборонный на деле показал, что уже сегодня готов строить масштабные высокотехнологичные сооружения для морской добычи нефти и газа. Создание морской техники для освоения шельфовых месторождений Арктики является приоритетом в выпуске гражданской продукции для Севмаша и «Звездочки». В ходе строительства нефтяных платформ, на предприятиях была проведена модернизация корпусообрабатывающего, корпусо-сварочного и стапельного производства. На Севмаше установлено современное газорезательное, сборочно-сварочное и окрасочное оборудование, оборудованы достроечные набережные, укреплена подошва наливного бассейна, выполнено углубление заводской акватории и морского канала Северодвинска. Интеграция в нефтегазовую индустрию обусловлена и выгодным географическим положением северодвинских предприятий: прямой выход в Белое море и близость к месторождениям Арктики.

До будущего рукой подать

Начальники платформ «Приразломной» и «Арктической» через Интернет обменивались последними новостями. В ясном, ночном небе над «Приразломной» в Печорском море сияли сполохи северного сияния. В нескольких часах от платформы, через льды, к ним пробивался ледокол с оборудованием и очередной сменой. На «Арктической», в Карском море, вели разведку нового большого месторождения нефти.

Конечно, всё это будет завтра. Но, первый, решительный шаг в будущее сделан уже сегодня.

Алексей Глебов

Выражаем благодарность пресс-службам северодвинских предприятий Севмаша и «Звездочки» за помощь в подготовке материала

Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная»:

Длина - 139 м

Ширина - 144 м

Высота - 141 м

Количество скважин – 40

Вместимость нефтехранилищ - 124000 м3

Объем нефтедобычи - 21000 м3 в день

Персонал - 200 человек

Самоподъемная плавучая буровая установка «Арктическая»:

Длина – 88 м

Ширина – 76,5 м

Глубина бурения – 6500 м

Количество скважин – 12

Персонал – 90 человек

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах