Арктика медленно, но верно из края вечных ледников превращается в зону активного освоения природных ископаемых. На акватории Баренцева моря открыто одиннадцать месторождений нефти и газа.
Среди них одно уникальное – Штокмановское, семь крупных – Ледовое, Лудловское, Мурманское, Долгинское, Приразломное, Медынское море и Северо-Гуляевское, два средних – Поморское и Северо-Кильдинское и одно мелкое – Варандей-море. На шельфе Карского моря открыты два газоконденсатных месторождения –Русановское и Ленинградское.
Обнаружен ряд газовых месторождений в Обской и Тазовской губах. По оценкам экспертов, запасы газа и нефти на Арктическом шельфе составляют около 22% от мировых запасов углеводородов. В связи с этим Россия намерена только расширять свое присутствие в Арктике. А для этого потребуется развивать арктические и приарктические территории.
Привлекать сюда всё больше и больше людей. Как правило, в этом участвуют жители из центральных и южных районов России. И в то же время всячески поощряется переселение постоянных и коренных жителей отдаленных северных территорий в крупные федеральные индустриальные центры области и за ее пределы.
Это приводит к тому, что многие северные районы оказываются заброшенными. Если это процесс будет продолжаться, то вскоре может остро встать вопрос их новой колонизации.
Человек на Севере – это самая хрупкая экосистема. Исчезнет один народ – и картина жизни будет неполной. Подобная ситуация уже известна в истории нашего государства. В начале прошлого века, в период ослабления России и появления в 1905 году нового государства – Королевства Норвегия, под суверенитет норвежцев перешел архипелаг Шпицберген, который с начала XV века носил русское название Грумант, и был территорией традиционных промыслов коренных жителей беломорского Поморья. В наше время после усиления Норвегии на Шпицбергене, Россия получила серьезнейшую экономическую проблему для своих рыбаков со стороны соседей в так называемой «серой зоне» рыболовства.
Такой лакомый кусочек как Арктика, с ее богатствами, привлекает всё больше стран. Основными претендентами на раздел ее территорий являются пять государств. Это Россия, Канада, США, Дания, Норвегия. Более того, о своих претензиях заявляют еще три полярных государства, непосредственно не имеющие океанических границ – Исландия, Швеция и Финляндия. О готовности осваивать арктические просторы заявили еще более двадцати государств, включая Южную Корею и Китай.
Всё чаще России приходится отстаивать свои права. Вспомнить хотя бы события четырехлетней давности, когда экспедиция ≪Арктика 2007» под руководством Артура Чилингарова провела исследования в районе Северного полюса, и на дне океана установила флаг Российской Федерации. Государства-претенденты на освоение Арктики, тут же разразились негативными комментариями в наш адрес.
Министр иностранных дел Канады Питер Маккей назвал установку российского флага на океаническом дне «просто шоу», и обвинил Россию в том, что она заявляет права на эту территорию. Представитель Госдепартамента США Том Кейси заявил, что «Даже если они (русские) нарисуют распыленной краской флаг России на этих (шельфовых) хребтах, это не будет иметь абсолютно никакого значения для технической оценки». Сотрудник Кембриджского Института полярных исследований имени Скотта, в свою очередь, сообщил, что в 1991 году во время экспедиции на Северный Полюс уронил за борт судна монетку и что монета с изображением Ее Величества может иметь такое же символическое значение, как и российский флаг, установленный на дне 16 лет спустя. Комментируя столь неадекватную реакцию ряда стран на проведение Россией исследований в Арктике, Владимир Путин, будучи тогда Президентом, заявил: «Чего нервничать-то, нужно вести нормальный профессиональный диалог в рамках Организации Объединенных Наций». Он также отметил: «Мы будем действовать и дальше так, не в явочном порядке, а в рамках существующих процедур», и иронично выразил удивление «немножко нервной реакцией…»
По мнению экспертов Поморского агентства территориального развития, Россия сможет чувствовать себя более или менее уверенно в международных спорах по вопросам
Арктики, если на отдаленных прибрежных территориях будут постоянно находиться ее граждане, преимущественно из числа коренного населения, адаптированного к местным климатическим условиям. «Стратегической мерой, обеспечивающей присутствие России в Арктике, как свидетельствует история, является устойчивое территориальное развитие на основе постоянно живущего населения, занятого традиционными промыслами.
Во все прошлые века таким российским населением были коренные жители. Присутствие в арктических поселениях поморских промысловиков (рыбаков, морских зверобоев, охотников) решало не только экономическую задачу самообеспечения труднодоступных и отдаленных поселений, но и обеспечивало России ее приграничную безопасность», об этом еще три года назад говорил Вадим Трескин, директор ПАТРа.
Малочисленные народы Севера испокон веков традиционно занимались оленеводством, рыболовством, охотой. Их промысел неразрывно связан с заботой о сохранении уникальной природной среды. Современное же промышленное производство на северных территориях, начатое еще в советские годы было направлено, прежде всего, на широкомасштабное освоение залежей полезных ископаемых. Их добыча, не учитывала
должным образом ни особенностей проживания коренных народов, ни их традиционные
потребности, ни уникальность приполярных экологических систем, ни веками накопленного опыта природопользования.
В результате это обусловило ряд негативных последствий, сказавшихся на жизни коренных малочисленных народов. Что привело к заметному сокращению территорий традиционного природопользования коренных жителей как за счет изъятия и разрушения земель, так и за счет их загрязнения. На всей территории Крайнего Севера сформировались обширные зоны антропогенных пустынь. Проблема эта складывалась не одно десятилетие. О необходимости ее решения заявил в этом году премьер-министр страны Владимир Путин: ≪В российской Арктике нам предстоит провести настоящую генеральную уборку, утилизировать мусор, пресловутые бочки с горюче-смазочными материалами, которые десятилетиями копились вокруг станций, военных баз и северных поселков. Я был там в прошлом году, посмотрел: ужас какой-то, всё брошено в таком количестве, в котором и не снилось, во многих местах проржавели эти бочки, всё вытекает наружу. А вы представляете, как Арктика уязвима. И если сегодня не начать ее уборку, то последствия бесхозяйственности могут быть необратимы. Также необходимо помнить о бережном отношении к традициям и хозяйственному укладу коренных народов Севера. Самобытность культуры, образа жизни нужно обязательно учитывать при развитии социальной сферы, системы образования и здравоохранения, формировании информационной среды».
К арктическим территориям Архангельской области относится почти все морское побережье и морские арктические острова (самые крупные – архипелаги Новая Земля и Земля Франца Иосифа), а к приарктическим можно отнести почти всю территорию области, отнесенную к районам Крайнего Севера. В первую очередь речь идет о северных
районах с постоянным и коренным населением – Лешуконском, Пинежском, Онежском,
Приморском, Мезенском. Именно эти древние поморские территории, уже в среднесрочной перспективе, будут играть важнейшую роль в новой геополитике России в Арктике, считают специалисты. Конечно, малые народы Севера, как любые другие народы на планете, не могут оставаться в эпоху глобализации в стороне от научно-технического прогресса. Изменения коснулись труда и быта, самих основ жизни этих людей.
С появлением электрической энергии, газоснабжения произошли перемены в быту, он стал более комфортным. С использованием новых строительных материалов и технологий, модульных и сборных домов коренным образом изменилось жилище. Сегодня без этих новых качеств никто не представляет жизнь на Севере.
Не редкостью стало спутниковое телевидение и компьютер с выходом в Интернет. Производительной силой становится разум человека. При этом жизненно необходимо соблюсти баланс интересов. Новые достижения науки и технологии должны быть адаптированы к условиям Севера, а целью производства в этом регионе должно быть не только увеличение экономических показателей, но и максимально возможное содействие сохранению и развитию традиционных форм жизнедеятельности коренного населения.
Оптимизм по поводу позитивных перспектив решения этих и сопутствующих им
вопросов вселяет тот факт, что не так давно Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Цель этого стратегического документа – создание условий динамичного развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей. Россия остается сверхдержавой в значительной степени благодаря сохранению за собой именно северных территорий, людям их населяющих, природе, бережному и внимательному отношению к этим территориям как к ресурсной кладовой.