В полярном походе участники экспедиции провели 102 дня. В ходе этой экспедиции они не только доставляли грузы на полярные станции, но и занимались очисткой Арктики.
На причал порта «Бакарица» в Архангельск судно вернулось 30 октября. На сорок полярных станций Северного и Якутского УГМС за время экспедиции «Сомов» доставил около 2 тысяч тонн топлива, 300 тонн продовольствия, 250 тонн стройматериалов и 100 тонн прочего груза. Кроме того, «Михаил Сомов» привёз смену 20-ти метеорологам.
Как рассказал руководитель Северного УГМС Леонид Васильев, во время экспедиции был проведён ремонт полярной станции Визе, установка геофизической антенны на полярной станции им. Кренкеля, о. Хейса, ремонт на станциях Белый Нос, Колба и др. А экспедиции Института Арктики и Антарктики, Северного УГМС, Института прикладной геофизики, Института министерства природных ресурсов, ФГУП «Русская Арктика» проводили во время рейса свои исследования.
Однако это не всё, чем занимались участники экспедиции. Во время этого рейса началась практическая часть реализации проектов Минприроды РФ по очистке Арктики. В частности, были исследованы загрязнённые территории на архипелаге Земля Франца-Иосифа и острове Врангеля. С острова Врангеля вывезена первая партия бочек — 1350 штук прессованной бочкотары и 500 бочек в целом виде. По словам представителя НО «Полярный фонд» Александра Орлова, загрязнения здесь носят локальный характер, и на очистку острова должно хватить полтора года. В отличие от Земли Франца-Иосифа.
На архипелаге Земля Франца-Иосифа обследовано четыре острова — Грэм-Бэлл, остров Гофмана, остров Гукера и Земля Александры. Именно здесь людьми велась наиболее активная деятельность, и именно эти острова наиболее загрязнены. Здесь обнаружены не только брошенные продукты ГСМ, но и брошенная и аварийная авто- и авиатехника, разрушенные данные, бочкотара… Точно оценить степень загрязнения архипелага можно будет к декабрю, когда будет готов анализ собранных данных. «Очистка Земли Франца-Иосифа — дело не одного и не двух лет. Представьте, что десятилетиями на острова завозился мусор, и никогда не вывозился. Работы здесь очень много», — отметил Александр Орлов.
«Этот рейс открывает новую страницу в истории Арктики. Помимо того, что он стал одним из самых продолжительных за последние десять лет, участники экспедиции занялись очисткой Арктики, — сказал Леонид Васильев. — Это только начало большой и трудной работы».
По словам советника губернатора Архангельской области Анатолия Кожина, Арктика сегодня становится зоной пристального внимания и промышленного использования, очищается от мусора, который копился здесь десятилетиями. «Для нас очень важно, что работа по очистке Арктики началась именно из Архангельска. Генеральная уборка там будет вестись как минимум три года, и на эти цели выделят порядка 3 млрд. рублей. Мы надеемся, что Архангельск и далее будет играть не последнюю роль в деле освоения Арктики», — отметил Анатолий Кожин.
Была у судна и печальная миссия — с острова Хейса «Михаил Сомов» доставил останки метеоролога, погибшего в результате нападения белого медведя. Тело передали родным сразу по прибытии судна в Архангельск, 30 октября.
А последний в этом году рейс «Михаила Сомова» намечен на 7—8 ноября. Судно завезёт жизненно важные грузы на полярные станции на побережье и островах Белого, Баренцева и Карского морей.