«Мы-то никогда слово «патриотизм» не забывали. И с подрастающим поколением не переставали работать», - говорит Валентина Николаевна Петрова, руководитель комиссии по патриотическому воспитанию и работе с молодёжью городского Совета ветеранов.
Отработав в школе 40 лет, выйдя на пенсию, Валентина Николаевна снова туда вернулась. Вернулась, потому что твёрдо знает: не должна прерваться связь поколений, нашим детям многое нужно ещё объяснить, рассказать, показать. И вот уже 14 лет она совершает маленький подвиг: прививает ребятам память, любовь труду, к малой родине, передает свой опыт подрастающему поколению. «Вы обязательно напишите, что я не одна, - просит Валентина Николаевна. - Ну что человек может сделать в одиночку? Я - ноль без моих единомышленников. Нас целая команда. Это 4 заслуженных учителя России, один заслуженный работник культуры, два врача, два инженера, воспитатели детских садов, работник лесозавода».
Работу по воспитанию неокрепших юных душ эта команда проводит колоссальную: лекции, диспуты, исторические игры.
Чёрное и белое
Наталья Попова, «АиФ-Архангельск»: Валентина Николаевна, как думаете, у ребят отложится что-то из того, что Вы рассказываете?
Валентина Петрова: Конечно. Потому что я доношу всё, что знаю и помню, через сердце. Одна из тем, с которой я хожу к детям уже очень много лет, - это моё военное детство. Я – одна из последних свидетелей этой страшной войны. С собой я приношу букет шёлковых красных маков и всегда начинаю с песни про маки. Я рассказываю ребятам то, что увидела своими глазами. Я рассказываю, как мы встретили эту страшную войну, как мы первый раз услышали чёрный репродуктор, а мы их ненавидели, эти репродукторы, и как бомбоубежище во дворе строили, и как бомбили наши дома в августе 1942 года, как мы оказались без крыши над головой и жили в конюшне. Рассказываю, как нас, детей, ждали с концертами в военных госпиталях, несмотря на то, что шла война. Вы знаете, я даже танец до сих пор помню, с которым выступала. И, конечно, рассказываю о том, как радостно встретили День Победы.
После я прошу их нарисовать то, что они запомнили из рассказа. Помню один рисунок. Рисовала девочка. Лист разделён пополам: на одной половине всё чёрное: чёрный репродуктор, бомбёжки, кровь, а на другой половине всё светлое: цветы, радостные люди.
Патриотизм - это память, передача традиций. Патриотизм - это и труд. Патриотизм - это и воспитание личным примером. Как-то я пришла в школу с лекцией на тему: «Как на свете жить?» Материал был взят из «Пионерской правды». Много лет в газете шла переписка девочки с педагогом-новатором Василием Сухомлинским. Мы все эти письма собрали, и рассказали об этой переписке ребятам. Попросила написать сочинение по этому рассказу на тему «Мой след в жизни». Девочка-третьеклассница написала: «Я очень хочу оставить свой след в жизни, я очень хочу быть похожей на мою первую учительницу». Прошло много лет, я разыскала эту девочку, и поинтересовалась, как же сложилась её судьба? И она рассказала, что поступила в технический институт, но поняла, что мечта её, школа, так и не сбылась. «И я ушла, - улыбнулась она. - Поступила в пединститут, стала учительницей».
«Политинформация нужна»
- Скажите, а как быть поколению тридцати- и сорокалетних? Мы выросли уже в свободной стране, когда перестали ходить строем. Советское время для нас - это пропаганда, назидание, навязывание. Как нам воспитывать своих детей, у которых тоже пока никаких ориентиров и ценностей?
- Да мы прекрасно жили в советское время, маршем не ходили. Мы были ответственными, работали с любовью, в нас это было воспитано. Комсомол очень много дал, и оттуда сейчас многое возвращается, в хорошем смысле. Конечно, в то время были и перегибы, но и сейчас их много. Надо разумно принимать, отделять главное, передавать детям. Да, 30 и 40-летние - это потерянное поколение. Вы много чего попробовали, и сейчас внутренне признали свои ошибки. Вы будете уберегать своих детей от этих ошибок. У вас был разный опыт в жизни.
- Сейчас возвращают нормы ГТО. Что ещё можно вернуть?
- Я за то, чтобы вернуть политинформацию. Но политинформация не должна быть длинной и заумной, а необходимо обсуждение по горячим следам того, что только что произошло. Нужно реагировать на то, что происходит. Ну разве пожалела бы я 5 минут, чтобы обсудить с ребятами, например, передачу Владимира Соловьёва, или то, что сейчас происходит на Украине. Это очень важно!
Или вот сейчас большая проблема с расписыванием наших домов, зданий. Подростки не просто распыляют краской невинные рисунки на стенах, у нас появляются немецкие свастики. На Варавино-Фактории появилась такая свастика - фашистский знак. Мы сходили в школы, провели беседу, и ведь ребята услышали нас. Кто-то из них закрасил знаки. Ещё мне назвали мальчика, который пишет на стенах националистические лозунги «Россия для русских» и тому подобное. Я зашла в класс и сразу увидела его, поняла, что это именно он. Я узнала его по глазам, но не призналась в этом. Свою беседу я провела для всего класса. Привела пример времён Великой отечественной войны, когда на Брестской крепости русские солдаты кровью писали: «Умираю, но не сдаюсь». У меня семья репрессированных, у меня за один день всех увезли: папу, дедушку, тётю, дядю. Двоих сразу расстреляли здесь на мхах. Они были инженеры. Дедушка-труженик великий был. Но я же не озлобилась, ну время такое было.
Память, труд, передача жизненного опыта старшего поколения следующему - вот это всё заложено в нашей работе. Это наш большой коллективный труд на протяжении 14 лет. Приятно, что нам ни в чём не отказывают городские власти, два года назад выпустили замечательную книгу, в которую были собраны рассказы школьников о подвигах своих бабушек и дедушек в Великой отечественной войне. Нам активно помогают библиотеки, музеи, сотрудники культурного центра АГКЦ, ребята общественных организаций «Долг» и «Боевое братство». Я убеждена, что все вместе, шаг за шагом, мы заронили зёрна в души наших детей, и будем продолжать это делать. Каждое поколение должно знать, что такое память и уметь трудиться.
Досье
Валентина Николаевна Петрова, родилась в Архангельске, здесь встретила войну. После войны закончила архангельский педагогический институт, историко-филологический факультет. 40 лет проработала в школе № 22 учителем истории. 10 лет была заместителем директора по воспитательной работе, завучем. Затем-10 лет директор школы №22 г. Архангельска.