Примерное время чтения: 7 минут
562

«Это чёрное, а это белое». Директор православной школы стала женщиной года

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Архангельске 11/12/2013
Наталья Попова / АиФ

10 лет Оксана Данилова, учитель начальных классов, мама пятерых детей вместе с другими неравнодушными родителями, при поддержке Архангельской и Холмогорской епархии участвует в создании православной школы.  

Недавно Оксана Петровна стала «Женщиной года» в номинации «Тепло материнского сердца».

Семья Даниловых живёт в Кемском посёлке. В муниципальном доме, восстановленном за счёт собственных средств в течение 11 лет. Как рассказала Оксана Петровна, их дом-это бывшая школа. В нынешней кухне когда-то был класс, в котором она преподавала уроки. «Вам квартиру дали?» - интересуюсь. «Да что Вы, - громко реагирует она. - Сколько порогов обили, чтобы её получить».  А квартира и правда получилась большая, ремонт в ней современный, и, как полагается в многодетной семье, центр притяжения - большой обеденный стол. «У нас всегда кто-то в гостях, - улыбается Оксана Петровна. - Вот сейчас с Вами поговорим, и папа с сыном Сашей поедут в город по делам, а заодно и друга Сашиного привезут к нам с ночёвкой». Мы пьём чай с душистым мёдом, конфетами  и пирогами.

Одна страна?

Оксана Данилова: Зачем нужна православная школа? Объясню. Мои родители из украинских сёл. Из разных. Папа - из села на Восточной Украине, мама - с Западной Украины. В папиной деревне никто в церковь не ходит, потому что её давным-давно нет, в маминой - до сих пор устои: всех детей крестить, в воскресенье - обязательное посещение церкви, причастие. Это с детства прививается. И совершенно разный уровень жизни и воспитания. Одно село благоденствует. А другое разворовано, растащено, ни колхозов, ни совхозов нет. А казалось бы - одна страна. В мамином селе церковь стала очагом культуры, духовности. Это моральный стержень. Есть, конечно, и неблагополучные семьи, но и они все живут с оглядкой на церковь и понимают: это самое главное в их жизни. Ни клубов, ни артистов им не нужно. Пока действует церковь, пока идёт миссионерская работа, всё будет хорошо.

«Сели за стол переговоров»

Наталья Попова, «АиФ-Архангельск»: Как удалось достучаться до властей? Ведь это будет единственная православная школа в Архангельске.

Оксана Данилова: 10 лет назад мы начали эксперимент по обучению детей православию в общеобразовательной школе. Но в общеобразовательной школе свои законы. Например, священник не может прийти на урок, икона не может стоять в классе, а как приобщать детей к православию, если нет иконы? Мы захотели отделиться. Так потихонечку и начали двигаться в этом направлении.

Сначала за аренду нам насчитали 90 тысяч рублей в месяц и 10 тысяч - за земельный участок. Но, подписав договор, мы реально поняли, что это огромные деньги, и нам не потянуть. Тогда сели за стол переговоров с местной властью, с депутатами. В итоге нам сделали перерасчёт: 900 рублей в месяц мы платим за аренду.

Православная школа рассчитана на 220 человек. 80 учеников уже есть. В основном это дети прихожан Свято-Троицкого, Соломбальского, Всесвятского и Никольского приходов. Ребята - из верующих семей. Мы принимаем всех детей, но главное условие: дети должны быть из семей, которые сами готовы идти навстречу православному воспитанию. Главное, сделать первый шаг.

«Запрещать нельзя»

- Сейчас все обсуждают запреты депутата Госдумы Елены Мизулиной: на интернет для детей, на мат в интернете…

- Это тема спорная. Запреты никогда ни к чему хорошему не приводили. Рассказывали, как в духовной семинарии батюшка пришёл на урок, а учеников нет. Нашёл он их в открывшемся через дорогу магазине бытовой техники. Зашёл он туда, а там стоят его ученики и всем классом смотрят телевизор.

В нашей семье есть телевизор, и нашим детям не запрещено его смотреть, но когда к нам приходят их друзья из православных семей, где нет телевизора, они садятся и смотрят его, не отрываясь. Я считаю, что во всём должна быть золотая середина, и неважно,  православная семья или не православная. Всё равно наши дети это всё увидят и услышат. Нельзя создавать тепличные условия. Если ребёнок только в 18 лет увидит компьютер, услышит мат и поймёт, что в мире не так всё безоблачно, это будет настоящий стресс для него. Нужно объяснять, подготавливать, по чуть-чуть, вот это - белое, а вот это - чёрное. Это, как прививку в детстве сделать. И к 18, 19 годам иммунитет выработается. Да, они всё равно набьют шишки, хоть говори, хоть нет. Но размер шишки имеет значение. Нет таких людей, которые идут по проторенному пути.

«Незамеченные»

- Почему в деревнях подростки начинают курить и пить раньше, чем в городах?

- Потому что там им нечем заняться. У меня есть знакомая, она живёт на 29-м лесозаводе, дочка учится в 5 классе. Я спрашиваю: «Как Оля?» - «Оля уже курит», - отвечает она. А у них там на 29-м делать нечего, пойти некуда. Уровень жизни низкий. И дело тут не столько в воспитании. Я считаю, что государство тоже должно участвовать в этом процессе, оно должно создавать условия, чтобы детям было, где и чем заниматься. А сейчас посмотрите, все кружки и секции платные. И не только занятия, а форма спортивная, а костюмы! Далеко не всем по карману. Нужно, чтобы был некий базисный уровень. Вот в нашем посёлке очень много спортивных ребят: и футболисты, и хоккеисты, и бегуны, но ими никто не занимается. Так незамеченными и растут. А потом начинают играть в футбол на пиво, дальше - бесцельная выпивка, делать-то нечего.

- Неравнодушие-это результат воспитания? Или с этим качеством нужно родиться?

- Меня удивляет, что заступиться за слабого, спасти человека, да даже вмешаться в драку-это стало подвигом. Сейчас подвиг - это когда видишь, что кого-то обижают, а человек заступается. Я в 12 лет спасла тонущую девочку, и это не было никаким подвигом. Нас так воспитывали. Нам наши мамы не говорили: «Ни во что не ввязывайся, никуда не лезь, лишнего не говори». А сейчас? Нам страшно за наших детей, и мы напутствуем их именно таким словами. То есть от родителей они уже не услышат, что нужно заступиться. Книги дети тоже перестали читать. А ведь именно там и есть воспитательный момент, из книг мы узнавали про добро и зло, что такое смелость, долг. А им, откуда узнать?

Самые старшие дети в наших православных классах в наступающем году закончат школу. Уже сейчас они выделяются на фоне остальных ребят. У них богатый внутренний мир. Они не пойдут по кривой дорожке. В них есть стержень, вера. И за них мы точно можем поручиться: эти дети никогда не пройдут мимо, никогда не будут равнодушными в людской боли. Наверное, все родители этого хотят…

Досье:

Данилова Ольга Петровна, род. в г. Архангельск, закончила архангельское педагогическое училище, затем факультет филологии и журналистики пединститута. 20 лет отдала школе. 10 лет участвует в экспериментальной работе по созданию классов с этнокультурным (православным) компонентом. В настоящее время является директором АНО «Православная средняя общеобразовательная школа имени святого праведного Иоанна Кронштадтского».          

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах