15 лет Сергей Куликов был капитаном пассажирского теплохода «Адмирал Кузнецов». Сейчас он на пенсии, работает старшим мастером в Котласском речном училище. А теплоход несколько лет стоит «на приколе» и потихоньку ржавеет. Капитан признаётся: «Смотрю на него, и душа болит, ведь на нём можно ещё долгие, долгие годы работать». Мы поговорили с Сергеем Вениаминовичем о причинах трагедии на «Булгарии» (когда я искала капитана Куликова, речники, все до одного спешили поделиться своим мнением о причинах трагедии, настолько она запала в душу, - авт.), а также о том, куда делся наш знаменитый красавец «Адмирал Кузнецов», который много лет возил людей по Северной Двине.
- Сергей Вениаминович, сейчас предварительно называют несколько причин гибели «Булгарии», в том числе ошибку капитана. Вы, как опытный капитан, что думаете об этом? Кто виноват?
- От капитана ремонт не зависит. Капитан выполняет распоряжение руководства: есть деньги - ремонтируется судно. Судно сдаётся в эксплуатацию, какое есть. А то, что там с креном ходили - это ерунда. Крен допустим.
Наш теплоход, когда выходил из порта, всегда примерно полчаса шёл с креном, пока люди стоят на левом борту.
Говорят про перегруз. Но это тоже ерунда. 50-60 человек, да даже 300 человек-это для теплохода немного, люди же равномерно распределены по каютам.
То, что произошло на «Булгарии» - неизвестно. Моё мнение такое: в корпусе постоянно была вода. Из-за поворота на 90 градусов вода сместилась на борт, дополнительный крен, ветер в левый борт и волна, открытые иллюминаторы, которые моментально зачерпнули воды и судно перевернулось.
«Волны неопасны»
- Заговорили и ещё об одной проблеме -мало осталось опытных капитанов-речников. Вы согласны с таким мнением?
- Конечно, надо постоянно работать, чтобы не потерять опыт. Но я бы не сказал, что мало опытных капитанов. Я всю жизнь проработал на пассажирском флоте. Было такое, что у меня получился перерыв: 6 лет «Адмирал Кузнецов» простоял, но я как будто не уходил с этого теплохода, сел и пошёл. Что приобретено в молодые годы, остаётся на всю жизнь.
- Сейчас обнаружена масса нарушений на «Булгарии». Вот выясняется, что едва ли не главной причиной затопления стали открытые иллюминаторы. А в советское время насколько строгая была система безопасности?
- Про иллюминаторы скажу так. Когда судно идёт вверх, иллюминаторы могут быть открыты, когда судно идёт вниз и во время поворотов иллюминаторы должны быть закрыты. Мы строго за этим следили, всегда объявляли по громкой связи, чтобы иллюминаторы закрывали, ну и, конечно, смотрели по погоде. В штормовую погоду даже обход делали, смотрели, чтобы все иллюминаторы на теплоходе были закрыты.
Мы следили и за корпусом. Корпус всегда у нас был сухой, не дай бог, какая водичка, выясняли, в чём причина. Бывало, конечно такое, когда труба лопнет - вода в корпус идёт, но всегда ремонтировали вовремя.
Волны тоже бывали, особенно в районе Архангельска, там всегда волны побольше. Но для речного теплохода это не опасно.
Ржавеющий «Адмирал»
- Когда я была студенткой, завидовала однокурсникам, которые после летней сессии отправлялись на малую родину не в душном поезде, а на теплоходе «Адмирал Кузнецов». Для людей это был праздник. Почему сейчас теплоход не ходит?
- Да, это, действительно, был праздник. Из Котласа теплоход идёт полторы суток, и пока мы шли в Архангельск или обратно останавливались на стоянках, люди гуляли по берегу, летом обязательно купались, загорали.
Сейчас теплоход стоит у нас в затоне Лименда. Я когда вижу его, душа болит, ведь красавец, прекрасный теплоход, который подремонтировать и он может долгие, долгие годы работать. А вместо этого он стоит без дела, гниёт.
Почему теплоход не ходит? Потому что нет хозяина, который бы этот теплоход восстановил, это пароходство, область, город Котлас. Если бы все сообща собрались, обговорили, выделили средства, нашли бы команду- это не проблема. Обеспечили бы работой всех, нашли бы комсостав. Я, конечно, староват (смеётся), но если бы меня попросили, я бы помог. Инициативу никто не проявляет - вот в чём дело. Наверное, боятся, что это невыгодно, пассажирские перевозки всегда были невыгодными, здесь нужна помощь общественности, помощь властей.
Сейчас говорят: «туризм, туризм». Вот же теплоход готовый и в неплохом состоянии. В 90-м году мы ходили всю навигацию с туристами, туристы были со всей России: Москва, Ленинград, даже с Амура приезжали. Люди были просто в восторге, восхищались, какие красивые места, какая чистая река, всё прекрасно. Главное - приложить руки. Вот, пожалуйста, далеко за примером не надо ходить - пароход «Гоголь» в отличном состоянии. Богатая организация его отремонтировала, корпус прекрасно сделали, работает, ещё в 1911 году его спустили на воду, но ведь ходит и всех удивляет. Сейчас богатых людей много, не хотите туристов возить, давайте возить пассажиров. Люди будут ездить за любые деньги.
- А сколько лет «Адмиралу Кузнецову»?
- Он 1962 года постройки. «Булгарии» моложе. А я был капитаном на «Адмирале Кузнецове» с 1988 года по 1996 год, потом шесть лет судно стояло, в 2002 году снова его восстановили, сделали, и еще две навигации я отработал, потом ушёл на пенсию.
- Сергей Вениаминович, а ребята ваши находят работу после училища?
- Все курсанты работают у нас, на севере, на буксирных, грузовых теплоходах. Я скажу больше - у нас столько заявок! Я заведую практиками, мне со всей России звонят: «Дайте нам ребят». Вот каким спросом наши курсанты пользуются!
«Тут сэкономил, тут украл»
- В связи с трагедией на «Булгарии» ведутся тотальные проверки на теплоходах. Вы уже
почувствовали на себе?
- Это не совсем по моей части, у нас есть теплоход учебный, он сейчас на ремонте. Конечно, проверки коснутся всех. Распоряжения пойдут по флоту, чтобы проверяли не только пассажирский флот, но и вообще флот. У нас на севере посерьёзнее отношение контролирующих органов, населённые пункты небольшие, мы все друг друга знаем, не могло бы у нас случиться такой трагедии. В больших городах все эти неприятности случаются, что там говорить?
- У нас последние годы сплошные катаклизмы: самолёты падают, автобусы разбиваются, теперь вот теплоход. И всегда вина ложится на людей. У нас мало осталось профессионалов в своём деле?
- В любом деле, если пришло время ремонта - нужно ремонтировать, по-человечески ремонтировать, а не так: тут сэкономил, тут украл. Тогда и случаться ничего не будет. А то бывает: теплоход стоит в доке с уже отремонтированным корпусом, его по правилам положено покрасить на 4 раза, а его на один раз покрасили. И вот так- во всех сферах.
Досье
Куликов Сергей Вениаминович. Вся его жизнь связана с рекой. На «Индигирку» (это нынешний «Адмирал Кузнецов») он пришёл третьим штурманом, затем стал вторым, первым, а затем стал капитаном. Так, 15 лет он был капитаном пассажирского теплохода «Адмирал Кузнецов». Сейчас -работающий пенсионер. Старший мастер в Котласском речном училище, заведующий практиками. Женат, есть дочь, сын и внучка.