60 лет назад в Северодвинске была заложена первая советская атомная лодка. Это судно хранит в себе много загадок, его историю не рассказать в одном предложении. «К-3» была лодкой-героем, на которой советские подводники достигли Северного Полюса, а позже чуть не повторила судьбу «Курска». Как это было?
Северный полюс манил
Всё началось в далеком 1952 году, когда И. В. Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». За этим, кажется, безликим номером скрывалась атомная подводная лодка, программа создания которой была возведена в ранг национальной задачи. Указание: построить в максимально короткий срок. Конструкторы трудились день и ночь. Опыта в проектировании атомного судна не было, начинали с чистого листа. Холодная война давала о себе знать - царила обстановка полной секретности. Уже 24 сентября 1955 года в Молотовске (ныне Северо-двинск) был заложен атомный первенец. Через два года - спущен на воду. Все работы были выполнены чрезвычайно быстро. Сложно представить, что всего за пять с небольшим лет Советский Союз смог создать первое судно атомного флота. И его родина - Северодвинск. Первый блин комом не вышел, хотя «К-3» оказался не без ахиллесовой пяты: парогенераторы постоянно текли, малейшая протечка делала воздух радиоактивным. Северный полюс манил многие страны, притягивал их военные интересы. Догнать и перегнать Америку не удалось: 3 августа 1958 года американская SNN-571 Nautilus совершила успешный поход на Северный полюс. Подготовку советского похода ускорили ещё больше.
«Безветрие и тишина»
Утро, 6.59. 17 июля. Первая советская подводная лодка прошла подо льдами точку Северного полюса. Победа. Позже, уже после встречи экспедиции Хрущёвым, этот момент приравняют к первому полету в космос. Подводникам даже пообещают народное чествование на Красной площади. Не получилось, забыли. «К-3» прошла полюс дважды, с первого раза не удалось найти место для всплытия - паковые льды. На обратном пути обнаружили полынью - 150 метров. Длина корпуса - 107. Всплытие было выполнено с ювелирной точностью. Штурман Олег Певцов записал свои первые впечатления: «Безветрие. Потрясающая тишина…». Отдраили люк, и команда высыпала на берег. Установили красный флаг Союза. Поход на полюс принес и важнейшее географическое открытие 20 века - экипаж обнаружил подводный хребет, позже названный именем гидрографа Якова Гаккеля. Заметили гору под водой так: сравнивая показания эхолота, отметили резкое поднятие дна. Не обошлось и без аварий.
Неоднократно во время экспедиции подводная лодка требовала починки, экипаж капитана Леонида Жильцова получил высокую долю радиации. Подводников достойно наградили: троим присвоили звание Героя Советского Союза, остальным вручили ордена, медали. Но народными героями они так и не стали.
Герои - спустя 30 лет
Но выжившим власть была, мягко говоря, не рада. Как-то быстро к ним поменялось отношение. Вначале чествовали как героев, через месяц - считали преступниками. Решили: пожар начался из-за зажигалки, прорыва узлов системы не было. Добиваться правды пришлось долго. Уже спустя годы, только в 2014 году, главком ВМФ представил к Ордену Мужества всех членов экипажа посмертно.
Так и закончилась история первой подводной лодки. Лодки, родина которой - Северодвинск.
Интересно
После награждения Хрущевым подводников-покорителей полюса уже Герой Советского Союза Леонид Жильцов сказал руководителю, что один человек остался без награды. Это был знаменитый «подводный заяц». Одни говорили, что, выполняя ремонтные работы, Володя Резник не услышал команды покинуть лодку. Вторые - что он специально пробрался на судно и спрятался, чтобы принять участие в походе. Развеселившийся Хрущёв велел матроса наградить. Но был ли он «зайцем»? Есть мнение, что Резник числился в резервном экипаже, служил уже второй год, а после отказа отправиться в поход двух офицеров старшего матроса взяли в состав экипажа. И там он вовсе не прятался, а работал в реакторном отсеке.