Последние дни самой актуальной политической темой стал вопрос о выборе между народным голосованием за мэра города и назначением сити-менеджеров. Какая система лучше, мы решили выяснить у политолога Андрея Чуракова.
Сити или не сити?
Лидия Зайцева, «АиФ-Архангельск»: Андрей Анатольевич, в чём разница между сити-менеджерством и прямыми выборами градоначальников?
Андрей Чураков: Сама схема, конечно, достаточно запутанная. Федеральная власть предложила региональной определить ту форму, по которой будет строиться муниципальное управление. Раньше мы выбирали депутатов городского совета и мэра, сейчас эту схему можно сохранить или изменить. Теперь мы можем выбирать депутатов не города, а районов, а дальше они образуют орган на уровне всего города, и, помимо этого, вводится административно-хозяйственная единица, которая занимается управлением и всем городским хозяйством, это и есть сити-менеджер. Он назначается с участием губернатора и депутатского корпуса.
На самом деле сегодня обсуждать эту тему на кухнях совершенно бесполезно, поскольку уже на протяжении долгого срока в Архангельске то, что мы называем выборами, ими не являются. Административно-коррупционная система, которая сложилась сегодня в России, демократическую процедуру выборов превратила в фикцию. Если народ проголосует не так, как необходимо власти, всё равно найдется способ получить нужный результат. Поэтому обычному человеку заморачиваться, что лучше выборы или назначение, не надо, так как и в том и в другом случае мы получим результат, который от нас не зависит.
С другой стороны, чтобы осознать, хорошо или плохо сити-менеджерство, нужно понять, откуда возникла необходимость менять систему. А она появилась, потому что в крупных городах появились политические лидеры, которые не вписываются в вертикаль власти. Например, мэр Екатеринбурга Ройзман. Для того, чтобы не пускать во власть таких людей, решили поменять законодательство.
Как показывает практика других российских городов, где сити-менеджерство уже работает, даже назначенные всё равно на этих постах занимаются тем, что разворовывают бюджет. По-моему, уголовных дел, возбуждённых против сити-менеджеров по статистике больше, чем уголовных дел против мэров. При этом я бы не сказал, что сити-менеджеры воруют больше, просто против мэра дело возбудить сложнее. Так что говорить, что сити-менеджер – это некая панацея, нельзя.
- Получается палка о двух концах: ввести сити-менеджерство надо, поскольку выборы – фикция, но и вводить нельзя, так как к власти не сможет прийти оппозиция?
- Да, можно даже более грубо сказать: хоть выбирай, хоть назначай, я убеждён, что всё равно будет жулик. Всё же считаю, что ликвидировать надо эту профанацию, которая называется «избранный мэр», её у нас уже лет 10 нет. Пусть назначают, а потом у нас, как у жителей региона, остаётся право выбора – либо требовать от них исполнения Закона, либо собирать чемоданы и уезжать.
«Ворота, у которых всё сгнило»
- Выходит, что мэр избранный, что назначенный – оба варианта не самые лучшие. Как тогда можно использовать новый закон, чтобы получить положительный эффект?
- Есть позитивная перспектива. Нужно заявить о том, что мы на базе Северодвинска, Новодвинска и Архангельска создаем новое муниципальное образование. Назовём его, допустим, «Арктик-град». На этот новый мегаполис назначить сити-менеджера, а внутри будет три городских района со своими мэрами и депутатами. В этом есть перспектива.
Архангельск, Северодвинск и Новодвинск недавно включены в состав арктической зоны. Суммарно в них живёт 600 тысяч человек, это примерно 25% от всего населения Арктики. Такой город несомненно обратит на себя внимание федеральной власти и бизнеса, с большей вероятностью привлечёт инвестиции, чем три по отдельности. Этот вариант можно использовать, но для этого нужно не разводить политические склоки, а садиться за стол переговоров. Процесс урбанизации в мире идёт сегодня по пути создания подобных агломераций. Если есть документ, который определяет, что мы жители арктической зоны, то это определение нужно реализовывать. Давайте создадим столицу Арктики не на словах, а реально.
Кроме того, для реализации арктического направления, необходимо ввести некие управленческие единицы на уровне правительства области, которые начали бы работу в этом плане. Наша область может, да и исторически должна, стать флагманом в арктическом направлении, особенно учитывая, что сегодня перспектива развития страны тесно с ним связана. Уже пора начинать работу по формированию горизонтальных связей в арктической зоне, поскольку в неё входит не только наш регион. Архангельская область, не имея сегодня структуры, которая отвечает за арктическое направление, теряет шанс стать неким координатором этих горизонтальных связей. Я уверен, что пройдёт 2-3 месяца и эту инициативу кто-нибудь перехватит, а мы здесь будем сидеть и говорить, что мы «ворота в Арктику», но это ворота, у которых всё сгнило и двери с петель сорваны.
Беженцы не нужны
- Во многих регионах в сентябре состоятся выборы губернаторов, например, в НАО. Поговаривают, что и у нас не за горами. Как вы считаете, возвращение губернаторских выборов сильно повлияет на политический процесс?
- Я смотрел предварительную аналитику, как идёт избирательная компания в регионах. Нет ни одной области, где у заранее запланированных победителей появилась хоть какая-либо конкуренция. На самом деле выборы губернаторов, которые мы будем наблюдать в сентябре, это продолжение истории с профанацией. Того, кого нужно было отсечь, уже отсекли. У меня на сегодняшний день к избирательной системе окончательно подорвано доверие.
- Еще одна острая тема – это беженцы. Дотационные регионы стараются не размещать их у себя, а отправлять их в более богатые области. Мы же продолжаем принимать беженцев. Разумно ли это и как в дальнейшем отразится на регионе?
- Если бы этот вопрос зависел от депутатов облсобрания и губернатора, то состоялось бы совещание, где обсудили бы подробно плюсы и минусы, но беженцы, которые попадают в наш регион, это люди, которых сюда отправили по разнарядке. А губернатору дана команда их размещать.
Думаю, с беженцами в области будет очень серьезная проблема. Во-первых, условия жизни в Архангельской области гораздо более суровые, чем они были в Донецке и Луганске. С учётом того, что регион находится в экономическом кризисе, трудоустройство их весьма сомнительно, я не уверен, что они здесь будут востребованы как специалисты. Выделение жилья при том, что у нас своих очередников огромное количество, будет вызывать вопросы у местного населения. Помогать беженцам, конечно, надо, но другим способом. Например, способствовать тому, чтобы эти люди могли вернуться домой и начать нормальную мирную жизнь.
Досье
Андрей Чураков родился в Архангельске в 1961 году. По специальности – математик. 20 лет работал в телевизионной журналистике, больше десяти лет – консультант по общественно-политическим проблемам. Сегодня возглавляет экспертно-аналитический центр САФУ.