В феврале этого года депутаты Архангельского областного Собрания проголосовали за то, чтобы единственным поставщиком лекарств в медучреждения области было предприятие ГУП «Фармация». В связи с этим предрекали коррупцию и рост цен.
Чиновники и депутаты проиграли
Спорный закон внесло Правительство Архангельской области. Разъясним, что до принятия закона лечебные учреждения самостоятельно закупали лекарственные средства по конкурсу. Как следствие - экономия средств. Против этого закона выступили областной УФАС и главврачи некоторых лечебных учреждений региона.
На прошлой неделе случился прецедент, то, что предрекала антимонопольная служба региона. А произошло следующее.
Компания «МАСТЕРФАСТ» (Москва) - поставщик лекарственных средств - подала иск в суд. Её представители обжаловали положение областного закона «О реализации госполномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан, а именно наделение ГУП АО «Фармация», функциями единственного поставщика на поставку лекарственных препаратов и медицинского питания». То есть простыми словами, московскую компанию не устраивает тот факт, что сейчас нет конкурсов и аукционов, в которых можно было бы участвовать.
На удивление архангельский областной суд принял решение в пользу этой компании.
Отменят ли закон?
Москвичи выиграли суд в первой инстанции. Но это, скорее всего, не конец истории. Правительство и облСобрание подадут апелляцию, вряд ли они оставят защиту своих прав, а также, как они полагают (и об этом они говорили на суде - Ред.), отстаивание интересов жителей региона.
«Здесь вопрос в принципе, - прокомментировал судебное решение руководитель регионального УФАС Денис Бугаев. Наделение госпредприятия функциями единственного поставщика лекарственных препаратов не подпадает под пункт 6 части 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Указанная норма Закона гласит, что наделение функциями единственного поставщика возможно только в тех случаях, когда закупка может осуществляться только органом власти или гупом. Такое возможно только в тех случаях, когда товарный рынок не развит, а конкурентные отношения отсутствуют - к примеру, на отдаленных, труднодоступных территориях, куда никаким калачом не загонишь поставщика».
О поставке медицинских препаратов такого сказать нельзя - рынок развит, поставщиков более чем достаточно. Когда используются торговые процедуры, вполне вероятно снижение цены, т.е. экономия бюджетных средств.
Когда же договор заключается единственным поставщиком, ни о каком снижении цены речи не идёт.
В суде представители УФАС привели примеры выборочного анализа закупок лекарственных препаратов для госнужд в регионе. Было представлено всего 5 госзакупок, которые проводились в форме аукциона, в них приняли участие несколько компаний. Общая экономия составила 1 млн. 353 тыс. рублей.
Кстати, аналогичные дела уже рассматривались в других регионах: в Нижегородской и Ульяновской области. В конце декабря 2017 года был принят Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», в котором было сказано, что органы власти должны развивать конкуренцию. Возможно, что именно положения Указа склонили мнение суда в пользу заявителя и создали прецедент.
«Случилось то, что должно было случиться, - прокомментировал депутат облсобрания Сергей Пивков. - Мы мониторили цены на лекарственные средства в аптеках ГУП «Фармация», на большинство из них цены были выше, чем в других аптеках. То есть, соответственно, и больницам предлагалось закупать медицинские препараты по завышенным ценам. Чиновники минздрава нас пытались убедить в обратном. Но, по сути, правительство, заручившись поддержкой большинства народных избранников, убило конкуренцию. Как следствие, страдают потребители. Я думаю, что через небольшой период времени принятый закон будет отменён».
В ГУП «Фармация» отказались комментировать решение суда. Главврачи тоже хранят молчание - и их можно понять…