Взносы увеличились
- О необходимости борьбы с административными барьерами власть говорит много. Вы, как предприниматель, почувствовали на себе, что заниматься бизнесом в нашей стране стало легче?
- Я бы сказал и легче, и сложнее одновременно. С одной стороны, в последние годы проверок стало значительно меньше. Плановые проверки теперь проводятся раз в 3 года, о них можно узнать на официальном сайте прокуратуры, всё прозрачно. Кроме того, частично ликвидированы административные барьеры в виде лицензирования и сертификации. Например, сегодня начинающие предприниматели даже не представляют, что раньше разрешения в Санэпиднадзоре и в Госпожнадзоре нужно было получать ежегодно. Ещё один важный момент, с потребительского рынка фактически ушла милиция. В перечне товаров, которые они могут проверять, осталось только 7 наименований. Это оружие, боеприпасы, золото, пиво, сигареты, алкоголь, программное обеспечение.
С другой стороны, налоговое законодательство стало жёстче. Вы наверняка, знаете, что в этом году серьёзно повысились страховые взносы во внебюджетные фонды для предпринимателей-работодателей.
Бизнес «уходит в тень»
- Есть ли тогда смысл говорить о поддержке предпринимателей?
- Начинающих предпринимателей, безусловно, сегодня стараются поддерживать. Они могут получить грант в размере 300 тыс. руб., безработные, желающие создать свой бизнес, получают порядка 60 тыс. руб. Деньги небольшие, но нам в своё время и такой помощи никто не оказывал. Поэтому, повторюсь, если в торговле, транспортной сфере молодым бизнесменам будет очень сложно, то выступи они с какой-то инновационной идеей, для них будут открыты все двери. Государство в этом нуждается.
- Почему же тогда предприниматели опять начинают «уходить в тень»?
- К сожалению, да, это сейчас происходит сплошь и рядом. Кстати, многие предприниматели вывели часть своих работников из штата ещё в прошлом году. Объяснить это можно только жёсткой налоговой политикой. Представьте: для некоторых предпринимателей страховые взносы выросли почти в 2,5 раза. Особенно тяжело тем, кто занимается бизнесом в сельской местности.
- Сергей Кимович, а нужно ли в нашем северном крае развивать сельское хозяйство? Может быть, легче завозить продукты из других регионов?
- Я почти уверен, что в нашем регионе человек может быть вполне успешен в сельском хозяйстве. Расскажу историю одного онежского предпринимателя. В прошлом году он купил комбайн, посадил картофель и уже в этом году, привезя на Маргаритинскую ярмарку целый КАМАЗ, почти полностью оправдал стоимость новой техники. Кроме того, он реализует свою продукцию в районные школы и больницу. В общем, если подходить с умом, планировать свой бизнес, то он будет приносить прибыль. Другое дело, когда власть принимает решения, которые фактически сводят на нет возможности заниматься предпринимательством в сельском хозяйстве. В январе этого года чуть ли не на 50% выросла стоимость электроэнергии для сельхозпредприятий. Сами понимаете, что это значит для них?
На мой взгляд, государство должно определиться с тем, кто для них предприниматели? Это те люди, которые выполняют некую социальную функцию, создают новые рабочие места и, тем самым освобождают государство от выплат социальных пособий по безработице? Или они исключительно «та курица, которая несёт золотые яйца»?
Досье
Сергей Антуфьев окончил факультет Механической технологии древесины АЛТИ в 1987 году. 19 лет занимается предпринимательской деятельностью. В данный момент имеет бизнес в сфере торговли.