8 лет назад архангелогородка Ирина Черкасова окончила аграрный техникум с красным дипломом и уехала стажироваться на одну из ферм Норвегии. Так и осталась за границей. Мы поговорили с нашей землячкой о том, насколько сильно Поморье отстало от скандинавов, и как помочь нашим фермерам подняться?
«Сегодня молодые люди больше идут учиться, работать на юристов и управленцев. Пора им показать перспективу сельского хозяйства, тем более что в России, в Архангельской области есть огромные возможности», - считает Ирина Черкасова.
Наталья Попова, «АиФ-Архангельск»: Насколько отличается наше фермерское хозяйство от норвежского?
Ирина Черкасова: Когда я приехала в Норвегию, конечно, было удивительно всё. И то, что фермы все частные, маленькие, на 15-20 дойных голов. И то, что коровы дают молока не 10-15 литров в день, как у нас, а 35-40, а иногда и 60 литров. Различается и кормление. Коров не кормят сеном, только силосом и комбикормами. Ещё в Норвегии скрещивают породы, всё время что-то делают для улучшения качества молока, добиваются лучших показателей. А у нас одна гордость – «холмогорки» (корова холмогорской породы, известность приобрела благодаря вкусовым качествам молока. - Ред.), это единственная разновидность.
Фермер в почёте
- Сейчас у нас много разговоров о том, может Архангельская область себя прокормить или нет. Специалисты говорят: молочными продуктами мы себя обеспечим, а вот мясом и овощами - нет.
- Вот сейчас самое время, чтобы обратить внимание на престиж сельскохозяйственных специальностей. В Норвегии фермер - это очень уважаемая профессия. В колледжах на эту специальность очень большой конкурс.
Я считаю, что начать нужно с учебников. В Норвегии каждый год - новые учебники. То есть автор может быть один, но учебник всё время переписывается, дополняется. Да дело и не только в учебниках. Вот ребята учатся в Архангельском аграрном техникуме, заканчивают его, а многие ли потом в деревню едут? Чтобы там работать на износ и не зарабатывать ничего? Даже тем фермерам, которые пытаются что-то заработать, приходится очень трудно. Вот сравните. В Норвегии работает крупнейший в Европе производитель молочных продуктов, кооператив Тине (он объединяет около 15 850 фермеров и 5 734 работника. - Ред.). Мой муж работает в этой системе. Специалисты кооператива учат фермеров, как работать, есть фермеры даже без соответствующего образования. Кроме того, сбыт продукции - полностью их забота. В определённое время приезжает машина и забирает молоко. Российские же фермеры вынуждены искать рынок сбыта, возить свою продукцию сами.
Учиться экономить
- А что нам мешает поднять сельское хозяйство?

- Нужно научиться считать, экономить. Нужно модернизировать производство таким образом, чтобы работало не 40 человек, а 20. И эти люди получали бы достойную зарплату. Норвежские фермеры экономят на всём: на сторожах, фермы всегда открыты, и никому в голову не придёт что-то украсть, на пастухах, есть электропастухи. Если у нас 2-3 человека и траву косят, и с машиной едут, и траву собирают, то в Норвегии это делает один человек. Если научиться экономить, да ещё обучить специалистов, то Россия может не только себя прокормить, но и всю Европу. Я считаю, что ничего не мешает собрать весь мировой опыт в сельском хозяйстве и применить его в России, в каждом отдельном регионе.
- До ответных санкций о запрете ввозить в Россию продукцию из стран, которые поддержали политику Америки, в Архангельскую область поступало 90% заграничной сёмги. Сейчас нам обещают, что без деликатеса мы не останемся, нам будут привозить рыбу из Перу. А норвежцы волнуются по этому поводу? И вообще, как они относятся к русским?
- Никаких разговоров вокруг санкций я не слышу. Здесь всё спокойно. Конечно, по телевизору идут новости несколько негативные по отношению к России, но мы стараемся не говорить на эту тему. Какого-то другого отношения к себе я тоже не почувствовала. Правда, недавно дочка рассказала, как её спросили в школе: «Ты что, русская?». Она ответила: «Да, я русская». На что последовала такая реакция: «Ты на русскую совсем не похожа, все русские такие страшные». Страшные - имелось в виду, опасные. Всё дело в том, что до сих пор висит образ холодной войны, нашей перестройки, когда творилось невесть что. Этот страх к русским ещё не до конца стёрся.
Досье: Ирина Черкасова, 1977 г.р. В 2004 окончила Архангельский аграрный техникум. Квалификация: ветеринарный фельдшер. В 2006 году уехала на стажировку в Норвегию. Сейчас учится в Норвежском Арктическом университете. Замужем, дочь 16 лет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть