Введение запрета на ввоз продуктов из тех стран, которые поддержали санкции против России, - тема номер один. Значит ли это, что продуктовые магазины, наконец-то, заполонят местные овощи, молоко, мясо?
«О преимуществах местных сельхозпроизводителей речь вообще не идёт. Произойдёт смена поставщиков. Вместо польских яблок, у нас появятся на полках турецкие яблоки. Вместо австралийского мяса-бразильское мясо», - говорит Михаил Силантьев, председатель совета Архангельской региональной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственный кооперативов.
Мясо - через 5 лет
Наталья Попова, «АиФ-Архангельск»: Так что, нашим фермерам так и не пробиться в торговые сети? И разве сейчас не тот самый момент, когда российского производителя должно поддержать государство?
Михаил Силантьев: Мелкие шаги к этому мы всегда делали. Наконец-то федеральное правительство увидело, что у нас тоже есть сельское хозяйство. Сейчас прорабатывается большой пакет документов о том, что с 1 января 2015 года государственные и муниципальные закупки будут производиться только товаров отечественного производителя. Вот это, действительно, шаг поддержки местного производителя. Но, к сожалению, сельское хозяйство - это не та отрасль, которая из-за одной подписи может резко возродиться. Цикл в сельском хозяйстве составляет несколько лет. То есть прежде чем появится мясо на полке, должно пройти не менее 3-4 лет. В одночасье изменить ситуацию не получится.

2 главные проблемы
- Мне один фермер сказал такую фразу: «Сравните самолёт и телегу, так вот это западные фермеры и мы». Мы, действительно, безнадёжно отстали?
- Во-первых, нужны серьёзные финансы. Уже не раз говорилось о том, что 50% бюджета в европейском союзе идёт на поддержку сельхозпроизводителя. В ряде стран и территорий эта поддержка ещё больше. Если европейский фермер начинает строить ферму, ему дают кредит под 0% на 20, а то и больше лет. Причём первые 5-10 лет он вообще не несёт никаких расходов по обслуживанию этого кредита. Плюс к этому - дорогу, коммуникации, свет и воду государство ему подводит за свой счёт. Реализацию продукции государство тоже берёт на себя.
У нас таких условий нет. Самый дешёвый кредит-около 20%, который необходимо начать уже на следующий день после того, как ты его взял. Чтобы построить ферму, купить животных, вырастить их, надо нести расходы. Ты берёшь кредит, делаешь это, и при этом мясо у тебя появится через 5 лет, а ты уже сегодня должен ежемесячно платить, причём с большими процентами. Экономисты подсчитали, что такая высокая процентная ставка не позволяет создать реально действующий бизнес. Да, в торговле и каких-то других отраслях, где быстрая оборачиваемость средств, это возможно. В сельском хозяйстве - нет.
Вторая проблема-отсутствие сбыта. Я не знаю, под кого сегодня заточены государственные и муниципальные закупки? Реализовать свою продукцию архангельский фермер не может. Вот он вырастил картошку, и не может сдать её в бюджетную сферу, потому что на сегодняшний день бюджетная сфера раздроблена на тысячи мелких покупателей. Ну, у какого производителя будет время для того, чтобы участвовать в этих тысячах конкурсах? Городская власть даже не пытается пересмотреть эту систему. Помимо этого у нас закрыта торговая сеть для мелких производителей. А крупные торговые сети их продукцию не берут из-за маленького объёма. И все эти мелочи, которые никто системно не решает, не дают возможности развиваться сельскому хозяйству.
- Так может и не развивать его, у нас же регион рискованного земледелия?
- Сельское хозяйство в Архангельской области очень перспективно. Я заметил, что перепродавцы постоянно используют бренд местного. То есть привезли они неизвестно откуда картошку и продают её, как свежий картофель из Холмогор или масло «Красноборское», которое производится тоже неизвестно где. Торговля понимает, что востребована местная продукция.
- А власть это понимает?
- Сейчас власть поддерживает только крупных производителей. Но опыт всего мира показал, что это неэффективно. У нас в стране лишь 2% бюджета сельского хозяйства идёт на поддержку мелких хозяйств, которые ежегодно демонстрируют рост. Мелкие фермерские хозяйства производят уже более 50% сельхозпродукции страны. Президент Владимир Путин 3 года назад на нашем фермерском съезде сказал, что деньги должны идти тому, кто работает. Но этот посыл всё ещё не реализован. Все деньги (97-98% бюджета) продолжают идти на поддержку крупных холдингов, которые регулярно падают и регулярно снижают объёмы производимой продукции. Суть программ поддержки сельхозпроизводителей на федеральном уровне сформулирована, но программы требуют софинансирования. К сожалению, в Архангельской области практически бОльшая часть этих федеральных программ не финансируется по причине отсутствия средств в областном бюджете.
Депутаты не пускают?
- Почему в Москве местным производителям - «зелёный свет», в Саранске 60 прилавков сельхозпроизводителей, а у нас этого нет? Им же никакие несовершенные федеральные программы не мешают поддерживать своих.
- Всё зависит от муниципалитета. Но если у нас депутаты горсовета - это практически все руководители крупных торговых сетей, естественно, они проводят политику, чтобы у них было меньше конкурентов.
В нашей области, повторюсь, потенциал-колоссальный. Мы можем создать на селе, где уже сейчас живёт 30% населения, несколько тысяч рабочих мест в течение года-двух. Было бы желание власти.
Досье:
Михаил Сергеевич Силантьев, род. в 1972 г. Окончил Архангельское мореходное училище им. Воронина. С 1996 г. по 2008 г. являлся депутатом Архангельского областного Собрания. В 2012 году избран председателем Правления сельскохозяйственного потребительского кооператива «Архангельские аграрные кооперативы– Фермеры Поморья». Лидер Архангельского регионального отделения «Аграрной партии России». Женат, 4 детей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть