Примерное время чтения: 4 минуты
176

54 тонны отравы пытались «замолчать»

Этот факт попросту пытались замолчать. Но, по мнению специалистов, то, что произошло в сентябре 2003 году в Онежском заливе Белого моря, сопоставимо с разливом нефти в Мексиканском заливе.

- В то время в России не хватало стационарных перевалочных комплексов, - вспоминает Игорь Шабалин, несколько лет проработавший начальником Морского специального подразделения по ликвидации разливов нефти ОАО «Северного морского пароходства». – Поэтому в Онежском заливе был организован рейдовый перегрузочный комплекс. Нефтепродукт собирали по всей России и везли сюда. А дальше нефть отправлялась за границу.

Доэкономили

Предполагалось, что танкер-привозник доставляет нефть в накопитель, откуда она перегружается в танкер-отвозник. Но схему нарушили. Видимо, с целью экономии от танкера-накопителя решили отказаться. Возможно, именно это и стало причиной произошедшей катастрофы. Да и погода была не самой благоприятной-сильные волны также сделали своё дело. В результате «Нефтерудовоз-57», принадлежавший ОАО «Волготанкер», навалился бортом на стоявший на якоре танкер «Зоя-1» и получил пробоину. Нефтепродукт начал выливаться.
 
«Не было ни буксира, ни лоцмана. Подразделение, которое должно было обеспечивать безопасность, находилось не на танкере, а в Онеге, говорит Игорь Шабалин.- Мы привыкли, что при разливе топливо плавает на поверхности, но тут был мазут с очень высокой плотностью. Он начал погружаться под воду и уже в погружённом состоянии неделю дрейфовал по заливу. Потом часть его выкинуло на берег в районе деревни Пурнема. Мы рассчитали: 54 тонны нефтепродуктов было разлито. Это очень много.

Упущенное время

Но владельцы танкера всячески пытались замолчать случившееся, пытаясь заверить, что ничего страшного не произошло. На суде эксперты из Москвы и Украины, нанятые судовладельцем пытались доказать незначительность случившегося. Тогда на берегу у деревень Пурнема и Лямцы лежал мазут и огромное количество мёртвой птицы, к которой даже собаки подходить не решались, но по телевизору заявляли, что авария ликвидирована.
 
Но суд принял решение выплатить Онежскому району за причинённый ущерб около 12 миллионов рублей. А тем временем, разлившаяся 7 лет назад нефть может до сих пор оставаться, как в воде, так и на суше.
 
- Я допускаю, что вряд ли всё ликвидировано до конца, - говорит Игорь Шабалин. - Вероятно, что-то затонуло или осталось на берегу. По моим данным, «Волготанкер» нанимал местных жителей для ликвидации нефтепродуктов. Но при желании можно было собрать нефть более эффективно. Тогда в порту Экономия стояло судно, которое было оборудовано всем необходимым, но его не задействовали. Время было упущено.
Сколько нефтепродуктов осталось не собрано, и какой вред они принесут местным жителям сейчас остаётся только догадываться.
Старший научный сотрудник Института экологических проблем Севера УрО РАН Александр Надеин считает, что последствия разлива нефтепродуктов опасны и сегодня. «Оставшаяся часть загрязнения постепенно саморазлагается, но данный процесс, особенно при загрязнении почвы или донных отложений весьма длителен,-говорит он.- Для выяснения степени воздействия крупномасштабных разливов нефти на компоненты экосистем (наземных и водных) в каждом конкретном случае необходимы соответствующие исследования. В частности, нефтепродукты и продукты их разложения могут накапливаться в тканях водных организмов, в том числе, и рыб».
В настоящее время в тех местах никаких исследований не проводится, а местные жители  преспокойно ловят рыбу. Правда, отмечают, что рыбы стало гораздо меньше, а некоторые породы исчезли совсем. А о последствиях, которые могут сказаться на здоровье, люди не думают.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах