Нет в Архангельске района, связанного с морем сильнее, чем Соломбала. Ещё бы - колыбель Российского флота! С давних времён ходит про Соломбалу присказка, что здесь через двор - матрос или механик. Даже Соломбальские мамочки возят детей на прогулку на набережную Северной Двины, туда, где широкие горизонты и белые пароходы.
Неудивительно поэтому, что «градообразующим предприятием» для Соломбалы является Архангельский район Гидрографической службы Северного флота.
В начале славных дел
В год 75-летия Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945 гг. Архангельский район Гидрографической службы Северного флота отметил ещё одну памятную, волнующую дату - 85 лет со дня своего образования. Он старейший из морских подразделений бассейна Белого моря, сохранившихся на настоящий момент. За время существования его функции и задачи не изменились - это обеспечение навигационной безопасности.
В 1827 году указом императора Николая I было учреждено Управление генерал-гидрографа. На морях, в том числе и на Белом, были организованы гидрографические депо. 7 ноября 1838 года был построен первый маяк на Севере России - Мудьюгский. Первым управляющим Беломорскими маяками был назначен полковник корпуса флотских штурманов Григорий Иванович Никифоров.
Рост числа маяков на Севере России улучшил навигационную обстановку, сделал безопасными и привлекательными для мореплавания ещё недавно дикие места. Флот, строившийся на верфях Архангельска, и торговое судоходство остро нуждались в такой поддержке гидрографов. В начале ХХ века на островах и побережье Белого моря горел свет более 20 маяков.
25 января 1935 г. в связи с созданием гидрографических отделов на флотах приказом командующего Северной военной флотилией Управление безопасности кораблевождения на Севере было реорганизовано в гидрографический отдел флотилии, а затем приказом начальника гидрографического отдела 28 февраля 1935 г. сформирована Беломорская лоцдистанция. Эта дата и считается датой создания Архангельского гидрографического района.
Первым её начальником стал капитан-лейтенант Виктор Васильевич Алексеев, впоследствии капитан I ранга, видный гидрограф, специалист высокого класса. 3 августа 1939 г. Беломорская лоцдистанция была переименована в Беломорский район Гидрографической службы Северного флота.
Ратные подвиги
С началом Великой Отечественной войны гидрографам кроме задач мирного времени добавились задачи по обеспечению минных постановок, геодезической привязке морских артиллерийских батарей, развёртыванию постов систем наблюдения и связи. Особенно выделяются лоцманские проводки через устье Двины тяжёлого крейсера «Лондон», крейсеров «Норфолк» и «Софолк» и захват у острова Моржовец немецкого разведчика-гидросамолёта «BF-138» гидрографическим судном «Мгла».
Гидрографы в годы войны осуществляли геодезическое обеспечение артиллерийских стрельб, вели гидрографические работы, обеспечивали бесперебойную работу средств навигационного оборудования, корректировали морские карты и руководства для плавания, снабжали корабли и части штурманскими приборами.
В послевоенный период существенно расширились задачи, стоящие перед районом. Возобновились переходы гидрографических судов на острова Новой Земли. Введены в строй новые маяки, осуществлялись рейдовые и прибрежные промеры, испытывались новые радионавигационные системы «Координатор», «Рым». Необходимость испытаний атомных подводных лодок нового поколения дала толчок к развёртыванию систем «Кальмар», «ГРАС», «БРАС» и других.
За последние годы гидрографами проведено более 10 тысяч километров промеров глубин, обеспечены испытания всех вошедших в состав Северного Флота атомных подводных лодок.
Под Мирным небом
В настоящее время начальником Архангельского района Гидрографической службы Северного флота является капитан 2 ранга Дмитрий Пиев, его заместителем - капитан 3 ранга Артур Тозлиян.
Зона ответственности района имеет общую протяжённость более 4 000 км. В состав системы навигационного оборудования входят более 700 средств навигационного оборудования, в том числе 6 обслуживаемых маяков, 6 ремонтных групп.
Район постоянно обновляется новыми образцами вооружения и военной техники. Так, в 2016 г. в состав района принят большой гидрографический катер «Всеволод Воробьёв». Это судно оборудовано не только современным гидрографическим оборудованием, на нём созданы комфортные условия и для проживания команды: удобные каюты, душ, баня, многое другое.
Проделана большая работа по вводу в эксплуатацию аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС. С вводом этой системы значительно улучшилась точность плавания кораблей. Для обслуживания системы навигационного оборудования в район поступили современные быстроходные катера «БЛ-820». Практически на всех судах района установлены новые цифровые радионавигационные станции, системы электронной картографии. Проводится работа по модернизации средств навигационного оборудования, на маяках Белого моря продолжается установка автономных систем питания и автоматических гидрометеостанций.
Однако все достижения района невозможны без коллектива и ветеранов. Много лет отдали своей профессии и беззаветному служению Родине и Флоту капитан I ранга запаса Юрий Тетютских, капитан 2 ранга запаса Александр Богданов и многие другие.
Личный состав Архангельского гидрографического района гордится ветеранами, которые выполняли и выполняют служебные обязанности на самых трудных и ответственных участках, сохраняют преданность коллективу, своему призванию, а при необходимости всегда готовы подать руку помощи.
Молодому поколению гидрографов есть с кого брать пример самоотверженности, трудолюбия, стойкости, выносливости и терпения.
Где бы ни находились гидрографы, они всегда помнят Архангельский гидрографический район, где начиналась и проходила их служба, откуда они все годы видели Соломбалу, Северную Двину, а за ними - моря и океаны.
Маячная жизнь изнутри
Сейчас в состав района входят более 42 основных подразделений, в которых несут трудовую вахту более 400 специалистов, около 70 из них имеют совершенно уникальную специальность - маячник. Это те люди, которые автономно работают и живут на маяке круглогодично. Исторически специалисты живут на маяках семьями, передавая из поколение в поколение своё ремесло. Условия жизни и труда предъявляют к ним весьма жёсткие требования, с чем они успешно справляются. Огромный вклад в дело маячной службы внесли династии Федоруков, Тумановских, Ануфриевых, Логиновых, Малыгиных, ветераны Ю. В. Сафонов и И. В. Хромцов. И ныне примером выполнения своих обязанностей являются А. Б. Смирнов, М. В. Кобец, П. А. Полосков, Д. Н. Михеев, Д. С. Иванов, М. К. Чупоршнева и многие другие.
«Один из ветеранов-маячников доработал до 65 лет на острове Моржовец и решил, что пора уже на покой, на Большую землю, - рассказал начальник района Дмитрий Пиев. - Уволился, год в городе прожил. А потом приходит с заявлением: возьмите обратно. Да куда там, говорят, другой человек это место занял. А маячник не отступает: не могу в городе, еда не та, вода не та, воздух и то другой. Хоть сторожевой собакой возьмите!»
Работники гидрографической службы готовят создание собственного музея. Мне рассказали историю одного из экспонатов, судового колокола-рынды.
Перед Великой Отечественной войной в состав района было принято гидрографическое судно «Девиатор» 1939 г. постройки. Во время войны оно исправно несло службу и нередко непосредственно участвовало в навигационных обеспечениях боевых действий. Во время одного из боёв рында получила «ранение» - была пробита осколком вражеского снаряда.
Эта история могла бы забыться, если бы не ветеран района Александр Богданов. Капитан 2 ранга запаса, продолжающий нести трудовую вахту, он был немало удивлён, увидев на прилавке одного антикварного магазина ту самую рынду с пробоиной и именем «Девиатор». Оказывается, она была найдена копателями на острове Конвейер неподалёку от Новодвинской крепости и выставлена на продажу. Чтобы не допустить торговли историей, рынду приобрели для будущего музея. Удивительная находка готова занять почётное место в ряду экспонатов.
Елена Латинская
Фото из архива Архангельского района Гидрографической службы Северного флота.