В Северном (арктическом) федеральном университете сокращения. И они так и прошли бы незаметно, если бы руководство не добралось до тех преподавателей, которые сделали университету Имя.
70 лет? На выход!
«На кафедрах всегда (всегда!!) с особенным благоговейным трепетом относились к учёным, преподавателям старшего поколения, да и сама кафедра во многом оценивалась по тому, есть ли на ней «старцы»: это мощная основа, это живая традиция, это преемственность - во всём, это школа - и научная, и не только. Я помню кафедру истории русской литературы в Ленинградском госуниверситете, какие седины там сияли!! Кому бы в голову могло прийти уволить, к примеру, Г. А. Бялого на том основании, что он перешагнул 70-летний или 80-летний рубеж??! А сейчас - с лёгкостью. Семьдесят лет исполнилось - на выход! А то, что человек отдал (в буквальном смысле, без всякого преувеличения) все свои силы, все таланты преподавательской, труднейшей и любимейшей работе, что готов и дальше работать, причём работать прекрасно, что (опять же, без преувеличения, буквально) уволить преподавателя, который живёт и дышит своей каторжной работой, - значит, по сути убить его, - этого никто не учитывает. Страшное время. Бесчеловечное. Подлое».
Этот крик души об увольнении доцента кафедры литературы САФУ Галины Вениаминовны Поляковой разместила на своей страничке в соцсетях доктор филологических наук САФУ Елена Галимова.
Сообщение мгновенно разлетелось по соцсетям и вызвало волну возмущений. Галина Вениаминовна - не просто преподаватель русской литературы. Она - любимый преподаватель многих поколений! 43 выпуска студентов за её плечами. Я тоже была её студенткой, и решение - пойти к ней и расспросить о том, что случилось, - было зовом души и данью благодарности. «Обязательно передай ей наши слова поддержки. И - помогите Галине Вениаминовне, надо же что-то делать!» - писали мне бывшие однокурсники и те, кто в разные годы окончил университет. Многие из них уже давно живут в разных городах.
Галина Вениаминовна согласилась на разговор. Но она очень устала от этой ситуации, и это было видно, как только я перешагнула порог её квартиры. Когда я задала свой первый вопрос: «Что случилось?» - она заплакала. Сильная, умная, строгая - такой мы её помним. «На её лекциях мы боялись даже дышать. Мы ловили каждое её слово, её слово было как глоток свежего воздуха, мы боялись что-то пропустить и едва успевали записывать!» - делятся в соцсетях бывшие выпускники.
Так что же произошло? Почему с одним из самых авторитетных преподавателей не продлён контракт и она лишилась своей работы, которая была смыслом жизни более 50 лет?
Классиков «ужали»
«Моя судьба не единична, подобное происходит и на других кафедрах САФУ и по всей России и вызвано целым комплексом причин, - рассказала Галина Вениаминовна. - Назову главные, связанные с проблемами гуманитарного образования, с изучением русской культуры, литературы и языка.
Меня волнует, что реформа вузовского образования (бакалавриат и магистратура) повлекла за собой очень серьёзное сокращение объёма часов на изучение истории отечественной литературы и других курсов нашей кафедры. Русскую словесность, язык и литературу преступно сокращают и в вузе, и в школе. Курсы русской словесности, которые я разработала и читала 43 года, а это Достоевский, Толстой, Чехов и их звёздное окружение в поэзии и художественной прозе, сокращены почти на 50 процентов. Я не привыкла вполсилы работать, мне трудно сокращать концептуальные и историко-литературные аспекты моих лекций. Изучение литературы связано с тем, что анализу текста надо учить, а часов на это нет. В результате мои коллеги, преподаватели кафедры литературы, не имеют полной нагрузки, и это хороший повод к сокращению штатных единиц, ибо администрация университета за каждой штатной единицей не видит потенциал преподавателя, его профессиональный статус.
Сегодня высшая школа имеет определённые стандарты по соотношению количества преподавателей и количества студентов, которые нарушены в результате демографической ситуации и преступного сокращения набора на отделения русской филологии. Эту ситуацию выравнивают жёстко и жестоко по отношению к преподавателям с большим опытом работы.
Всё это оборачивается самыми серьёзными проблемами в духовно-нравственном воспитании молодёжи, так как позиция вузовского преподавателя и его профессионализм во многом определяет процесс образования и воспитания студентов, которым предстоит формировать интересы и идеалы подрастающего поколения в школе. Скажу общеизвестное: лекции и семинары по русской литературе, эстетическое погружение в классику - важный фактор в становлении нравственных ориентиров студентов. Ещё Василий Андреевич Жуковский писал о нравственной пользе поэзии. В традициях русского философского и творческого опыта нравственная культура - понятие широкое, предполагающее и животворное чувство Родины, гражданственность, и высокие духовные, этические идеалы. Честь, по словарю Владимира Даля, «нравственное достоинство человека и чистая совесть».
Суть моего преподавательского почерка - единство образования и воспитания, но это не востребовано в эпоху «образовательных услуг», когда идея СЛУЖЕНИЯ русской культуре и людям деформирована цифровыми технологиями, а компетентность преподавателя измеряется на экзамене по компьютерной грамотности (теперь преподаватели обязаны, причём за свой счёт, сдавать экзамен. - Ред.). Живое слово, особенно филолога, нельзя заменить дистанционным преподаванием. Русское просвещение всегда сеяло «разумное, доброе, вечное».
Как упрёк нашей кафедре предъявляется то, что она самая возрастная в ВШСГНиМК (Высшая школа социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации. - Ред.). Я горжусь своей кафедрой, профессионализмом моих коллег старшего поколения и моих учеников, которые достойно работают в сфере гуманитарного образования. Почему наши администраторы не понимают и не уважают специфику нашей работы, не думают о том, что наш опыт прочтения и интерпретации художественного текста обретается не годами, а десятилетиями, перед нами не только многотомные собрания сочинений, но и бездонные глубины каждой книги?»
…Когда я уже уходила, Галина Вениаминовна поделилась радостной весточкой. Она первый раз за наши полтора часа общения улыбнулась, и это было приятно видеть. «Я руковожу магистратурой по направлению «русско-французские связи». И моя студентка успешно защитила во Франции магистерскую диссертацию, - с гордостью говорит она. - Это моя вторая магистрантка из четырёх, посланных для учёбы в университет города Мелузы. Я очень люблю своих учеников, и филологов, и журналистов, за годы моей работы в университете их более двух тысяч. С волнением и благодарностью прочитала слова их поддержки в Интернете, вспоминая каждого из них, ибо все в моём материнском сердце».
От редакции. 20 июня у Галины Вениаминовны Поляковой день рождения. От всей души поздравляем её и желаем сил, терпения и здоровья!
Говорят в сети...
Невероятно!!! Галина Вениаминовна - уникальный человек и преподаватель! Мы на её лекциях даже дышали через раз! Скольким студентам она открыла дверь любви в русскую литературу!
Людмила Николаевна
В САФУ есть профсоюз. Но никого этот «профсоюз» не защитит, да и защищать не собирается, тем более что глава этого, с позволения сказать, профсоюза входит в состав администрации САФУ. Как может этот «профсоюз» защищать преподавателей от произвола администрации???
Руслан Лошаков
Училась у неё. Умнейшая и столько знающая... что увольняющим и не снилось...
Елена Доильницына
До сих пор лекции Галины Вениаминовны со мной. Не тексты, а литературные произведения! Сильнейший педагог! Чем помочь?!
Ольга Томашевская
В нашем МАГУ (Мурманск) с 12 опытными преподавателями без сожаления расстались. Возмущаются только студенты.
Надежда Вуколова
Когда бы меня спросили о том, какой он, российский интеллигент, я бы без малейшего сомнения ответила: такой, как Г. В.!
Ирина Кемакова
Качество, профессиональный уровень лекций нынче никого из «проверяющих» не волнует, то есть совершенно и абсолютно! Проверяются всякие «показатели», большей частью формальные. Их огромное количество, и они похожи на большие и радужные мыльные пузыри. И вообще нас ориентируют на дистанционное преподавание (по Интернету) и на МООК (массовые открытые онлайн-курсы), личность преподавателя совершенно лишнее звено в нынешней системе. Глядя на Галину Вениаминовну, слушая её, студент приобщается к высокой культуре, причём не отвлечённо, а личностно. Таких возможностей всё меньше становится сегодня.
Елена Галимова