Представители двадцати шести организаций Архангельской области обсуждали, как помочь реабилитироваться людям, побывавшим в местах лишения свободы. Некоторые вчерашние заключенные не ждут милости от государства, а круто меняют жизнь самостоятельно.
На международной конференции "Сетевая деятельность по оказанию помощи лицам, преступившим закон", прошедшей на прошлой неделе в Архангельске, специалисты обсудили перспективы сотрудничества между российской и немецкой сторонами, а также возможности организации реабилитационного центра для совершеннолетних лиц, освободившихся из мест лишения свободы. По словам организаторов конференции, этот центр должен стать мостиком в новую жизнь. Там бывшим заключенным помогут с жильем, восстановлением документов, нуждающихся даже покормят.
Но все это лишь перспективы, а пока вчерашним заключенным приходится со многими трудностями справляться самостоятельно. Некоторые из них, так и не сумев адаптироваться в свободном плавании, вновь попадают за высокий забор. Таких, по словам сотрудников УФСИНа, примерно десять-пятнадцать процентов.
Закончу университет - стану директором
Степан Чабанюк на собственном опыте узнал, что это такое - отсидеть срок. "Больше не хочу", - утверждает он. Тем не менее, Степан вернулся в "родные" серые стены. Но в другом качестве.
Много лет назад он попал в колонию, что в Талагах, отсидел два года. Когда вышел на свободу, немного растерялся, как и все в такой ситуации. Куда пойти? Сотрудники колонии помогли Степану устроиться на работу туда, откуда он только что вышел, захлопнув за собой дверь.
И вот прошло время. За 10 лет из простого грузчика Степан вырос до мастера производственного обучения I разряда в профессиональном училище при колонии. Сейчас он учит подростков столярному делу. Под его руководством ребята мастерят двери и учатся резьбе по дереву. Мы побывали в мастерской и увидели своими глазами, какие шедевры выходят из-под нехитрого столярного станка. Это не только двери, но и разделочные доски, деревянные молотки, карнизы и многое другое. "У меня всегда была тяга к знаниям, - признается Степан. - Здесь я закончил школу, а потом и в АГТУ поступил на заочку на строительный факультет. В этом году заканчиваю учебу, но на другую работу переходить не хочу. Может быть, когда-нибудь я стану и директором училища. А что? Нет ничего невозможного!" А мы и не сомневаемся, к тому же Степан у малолетних правонарушителей в авторитете: не понаслышке знает про эту "школу жизни".
Мы не спрашивали, за что парень "отмотал" срок, да и сам он уходит от этой темы. К чему вспоминать прошлое? Главное, что сегодня у него все получается. Вот совсем недавно он привел на работу и своего старшего брата Романа, у которого тоже за плечами немаленький срок. В общей сложности Роман отсидел в местах лишения свободы тринадцать лет из тридцати. Теперь он преподает резьбу по дереву.
Живут братья недалеко от колонии, буквально в нескольких шагах от высокого забора обустроили дачу, где все сделано своими руками. Завели поросят, разбили теплицы с огурцами и помидорами. Жить можно.
Но, к сожалению, этот случай едва ли не единичный, далеко не у всех заключенных судьба складывается так гладко. "Человек должен сам все понять и решить, что он хочет на самом деле, - считает Степан. - Человека нельзя заставить, но ему можно помочь. И здесь очень важно, чтобы рядом были хорошие люди. А в этом мне, к счастью, повезло".