Выгодней строить в Воронеже
Наталья Гневашева, «АиФ-Архангельск»: - Максим Владимирович, несмотря на все принимаемые меры, инвесторы к нам не идут. Почему?
Максим Корельский: - В первую очередь, надо признать, что мы находимся на Крайнем Севере, и нам тяжело конкурировать с территориями в средней полосе и на юге. Я считаю, что нужно на федеральном уровне утверждать какие-то законы, которые бы стимулировали предпринимателей здесь работать. В области существует закон об инвестиционных налоговых льготах, но он, на мой взгляд, не очень эффективен. Чтобы воспользоваться льготами, предпринимателю нужно за три года вложить в бизнес не менее миллиарда рублей – это слишком большой порог. За три года действия этого закона льготой налога на имущество воспользовалось всего одно предприятие. В аналогичных законах в других регионах этот порог гораздо ниже. В Вологодской области, например, существует понятие «приоритетный вид деятельности в регионе», и для получения льгот таким предприятиям достаточно вложить три миллиона рублей. У нас это могла бы быть деревообработка или рыбная промышленность. Нужно анализировать, выявлять эти виды деятельности и помогать им.
Предпринимателю выгоднее строить завод, например, в Воронеже, а не здесь, где его нужно отапливать девять месяцев в году. А ведь расходы на энергию идут в стоимость продукции. Ещё одна проблема – это транспортная логистика. Создали мы здесь хороший продукт, но ведь дальше нужно его доставить потребителям. Все эти расходы идут в цену товара. И чтобы бизнесмен не строил завод где-то в Подмосковье, откуда товар распространять легко, нужно его как-то стимулировать, чтобы производство было выгодным даже при больших расходах на транспортировку.
Н.Г.: - И как можно этого добиться?
М.К.: - Мы предлагаем добиваться через депутатов внесения изменений в федеральное законодательство в части помощи бизнес-сообществу на территории Крайнего Севера. Мне кажется, что необходимо пересмотреть компенсационные выплаты, так называемую «северную надбавку». Эта норма идёт с советских времён, когда все предприятия были государственными, и деньги на эту надбавку выделялись из бюджета. Но сейчас страна другая, появились частные работодатели. Бюджетникам надбавку платит государство, а где частникам взять на это деньги? Оттуда и появляются «серые» зарплаты. Поскольку предпринимателю нужно начислять на фонд ещё 70% надбавок, ему логично сделать фонд маленьким, а страдают в итоге работники. Алексей Кудрин, который недавно приезжал в Архангельск на встречу с бизнесменами, тоже считает, что эти выплаты надо пересматривать, так как это неэффективная нагрузка на предпринимателей.
По статистике, только 5% людей готовы быть предпринимателями, создавать рабочие места, брать на себя риски, нести ответственность. Остальные 95% предпочитают быть наёмными работниками. Если предпринимателей так мало, давайте им как-то помогать. На Дальнем Востоке, где тоже не лучшие условия для бизнеса, добились создания федерального министерства по делам Дальнего Востока и разрабатывают законопроект о помощи предпринимательству. Для того чтобы земля осваивалась, территории развивались, людей нужно стимулировать. О привлечении ресурсов и создании конкурентоспособных производств нам трудно говорить, пока не будут приняты попытки выровнять условия деятельности северных предприятий с предприятиями средней полосы. Но это, в основном, в руках федеральных, а не региональных властей.
Н.Г.: - Сможет ли привлечь инвесторов строящийся Белкомур?
М.К.: - Белкомуру в прошлом году исполнилось сто лет. Целый век о нём говорят, но до сих пор ничего не построено. Сама идея пути, который соединит Китай и северные страны, хороша. Но даже если проект начнёт реализовываться завтра, это всё равно займёт пять-десять лет. Говорить о реализации в два-три года – это наивно. И сегодня предпринимателей перспективой Белкомура к нам не заманишь. Нужно делать что-то конкретное.
В 2005 году был принят закон, который определял, что нужно создавать особые экономические зоны, в которых действовал бы специальный режим налогообложения для работающих там предприятий. Всего в стране их 26, но как показывает практика, от них нет таких больших результатов. Причин две. Во-первых, только налоговые льготы – это мало, нужна инфраструктура: наличие земли для строительства, подведение коммуникаций и т.д. Во-вторых, после вступления России в ВТО некоторые льготы исчезли, потому что они нелегитимны по новым нормам. На основе первого проекта был принят закон о зонах территориального развития. Сейчас определён список из двадцати субъектов, в которых есть проблемы для развития бизнеса. Этим территориям выделяются бюджетные деньги, предпринимателям сдают землю в аренду и снижают налоги, а также строится инфраструктура. Я знаю, что сейчас министерство экономического развития пытается включить нас в этот перечень. Изначально Архангельскую область объединили с Ненецким автономным округом, и они не подошли по параметрам. Сейчас готовятся документы только по нашей области.
Ошибка менеджмента
Н.Г.: - В последний год по всей области закрываются предприятия, как большие, так и маленькие. Почему так происходит и где помощь от властей?
М.К.: - Ряд индивидуальных предпринимателей ушли из бизнеса из-за увеличения страховых взносов. Сейчас их отменили, поэтому можно надеяться, что часть предпринимателей вернётся. А с крупными предприятиями, скорее всего, были допущены ошибки при принятии управленческих решений. Архангельский ЦБК работает без проблем, уже десять лет занимается модернизацией, там стоит новое оборудование и продукция производится по европейским стандартам. Если бы вы приехали на Соломбальский ЦБК незадолго до закрытия, то увидели бы советское предприятие. Наверно, он уже просто не выдерживал конкуренции. Теперь заводы закрываются, тысячи людей на улице, и во всем виноваты власти. Но ведь и ЦБК и лесозаводы – это частные предприятия. Надо с их владельцев спрашивать, на что уходили деньги. У области нет установленных законом возможностей взять где-то деньги и вкачать их в убыточное предприятие.
Беспредела нет
Н.Г.: - Депутаты в городе строят дома и торговые центры. А есть ли шансы у простых смертных открыть своё дело?
М.К.: - Далеко не все депутаты – предприниматели. Так просто получилось, что двое или трое депутатов являются застройщиками. Но в то же время большая часть застройщиков не является депутатами. И людям, не принадлежащим к власти, дорога в бизнес не закрыта. Мне известно множество предпринимателей, которые занимаются крупным бизнесом в области, не имея никакого отношения к депутатам.
У бизнесмена – уникальный психотип. Нужно уметь рисковать, идти вперёд, не бояться нашего законодательства, юридических барьеров. 99% предпринимателей, начиная, не имеют никаких связей, но понимают, что это реально, это в их силах, а связи появятся в процессе. Множество молодых предпринимателей находят свои ниши, готовят бизнес-планы и начинают работать.
Досье:
Максим Корельский родился в Северодвинске. Окончил Поморский государственный университет по специальности «юриспруденция». Управляющий партнёр юридической компании «Гудков, Корельский, Смолярж», сопредседатель регионального отделения общественной организации «Деловая Россия», депутат Гордумы. Женат, двое детей.
Смотрите также:
- «Ваше выживание – ваша проблема». Кого волнует банкротство и развал? →
- Курс на развитие? Бизнес не знает, чего ждать от властей Поморья →
- Каково сегодня быть предпринимателем? →