Часть экспонатов музея «Малые Корелы» восстановить уже невозможно

Фото: Пресс-служба музея Малые Корелы

   
   

Вместо того, чтобы работать в федеральном Музее «Малые Корелы», сотрудники музея были втянуты в бессмысленную и беспощадную войну с директором музея Сергеем Рубцовым, пришедшим на это место в 2010 году с Соловков. О ситуации с музеем знают и в Правительстве области, и в Министерстве культуры РФ, но никаких конкретных решений нет.

«Мы с детства ездим в этот музей»

Сотрудники Музея, краеведы и общественники Архангельской области тяжело переживает за музей. Вот они раскладывают фото, подробно останавливаясь на каждом. Это – дом Щёголева. Музейные предметы здесь хранятся в условиях, близких к погодным. Многие в разобранном виде, покрыты пылью и свалены как хлам, всё в кучу: диван вместе с охотничьми лыжами, у бондарных изделий рассохлись клепки, многие вещи имеют стойкие загрязнения, куда входит и зимняя одежда поморов из уникальной коллекции «мех». «Ткани и полушубки набирают влагу и моментально начинают гнить. Эта одежда уже не пригодна для экспонирования и как таковому восстановлению уже не подлежит. Можно ли это назвать вредительством, уничтожением памятника и коллекций из музейных предметов, склонны полагать, что наверное да,-возмущается одна из сотрудниц музея (по понятным причинам люди не готовы пока называть в газете свои имена,-ред.) «Малые Корелы» – это не Третьяковка, не Эрмитаж, но все мы с детства ездим в этот музей. Это наша северная жемчужина. И через несколько лет с таким подходом к делу мы рискуем утратить уникальные памятники архитектуры Севера России, превратив их в жалкие новоделы без какой либо аутентичности и историко-культурной ценности».

Псевдореставрация

Вот один из наглядных примеров-дом Федотова. В 2011 году была завершена реставрация памятника архитектуры деревянного зодчества в Музее «Малые Корелы» – «Дом Федотова». После проведения так называемой реставрации пол в памятнике стал намного выше, окна теперь находятся на уровне щиколотки, что, по мнению специалистов просто изуродовало памятник архитектуры деревянного зодчества и привело в негодность для возможности его последующего экспонирования и создания аутентичных интерьеров. Для выполнения реставрационных работ применялись влажные лесо- и пиломатериалы, поражённые грибками. А ведь для реставрации должна применяться специальная доска, и выполняют подобные работы мастера, которых в нашей стране единицы.

Или вот ещё пример. Памятник деревянной архитектуры «Дом Цигарева» нуждается в срочной реставрации. К слову, дом находится в том состоянии, в каком его когда-то привезли. Акт комиссионного осмотра от 14.05.2012г., свидетельствует, что: «В помещениях сквозные дыры в углах. Потолки не закончены. Дверные проёмы между помещениями не завершены. Полностью отсутствуют элементы интерьера…».

Самые смелые сотрудники музея ради сохранения наследия идут на открытый конфликт с директором музея и пишут служебные записки о состоянии экспонатов километрами. И что в ответ? «Данная служебная записка свидетельствует о Вашей некомпетентности и несоответствии занимаемой должности» – читаем визу на одной из них. Фактически за то, что научные сотрудники таких вещей не допускают, пишут, обозначая проблемы, их лишают премии и наказывают. Они вынуждены добиваться премий и положенных по закону надбавок через трудовую инспекцию. Некоторых сотрудников, отработавших больше 20 лет в музее, фактически вынудили уйти.

Сейчас общественность и краеведы региона, обеспокоенные такой ситуацией в музее обратилась к Министру культуры РФ Владимиру Мединскому и губернатору Игорю Орлову с просьбой поставить точку в проблеме кадрового менеджмента музея, но ответов и решений пока нет. Согласитесь, ведь именно от людей и их грамотного руководства зависит судьба уникальных памятников музея включённых в свод особо ценных объектов наследия России.

«Я в ужас пришла. Утепляют дома современными материалами, подпорки рушатся.-разводит руками кандидат архитектуры, международный эксперт по селам и малым городам, один из авторов генплана музея, Ольга Севан.- «Надо выводить из списка памятников».

Как известно, на территории Архангельской области всего только два музея федерального значения – это Соловецкий музей заповедник и «Малые Корелы». С таким подходом к делу готовы ли мы их сохранить?

Смотрите также: