«Небольшое, - уточняет он. - На меня вышли создатели фильма, думаю, что этому поспособствовала моя публикация и радопередача о Ломоносове. Мне сказали, что нужен нетривиальный комментарий. Посмотрим, что из этого получится».
Это будет 4-серийный фильм, одна из серий снималась в Архангельске.
Освоили бюджет
- Михаил Николаевич, о чём фильм? И почему его назвали «300 лет одиночества»?
- Я знаю, что первоначально фильм хотели назвать «Ломоносов. Com». А «300 лет одиночества» … мы находимся в некоем таком туннеле из мифов, и прорваться к самой личности Ломоносова у нас почти нет возможности в силу того, что это было давно, что имя Ломоносова постоянно использовалось в идеологических целях. Ещё со времён царской России была попытка сделать Ломоносова частью государственной идеологии. Нас перекормили земляком, и сейчас мы видим продолжение, которое вызывает реакцию скорее негативную, особенно последний год. «Одиночество», потому что Ломоносов у нас стоит где-то особняком, недопонятый, недоуяснённый и каждый раз его роль переписывается в истории.
- Почему так неоднозначно воспринимается сейчас подготовка к празднованию юбилея великого земляка?
- Беда в том, что празднование 300-летия Ломоносова было отдано на откуп чиновникам, и чиновники прямолинейно подошли к этому, не творчески, без огонька. И эта прямолинейность привела к обратной реакции. Что мы сейчас слышим со всех сторон? «Ломоносов, Ломоносов, Ломоносов».
Я уверен, что через год после празднования мы вспомним только фразу с плаката, десятки которых развешаны по городу - «Величайший новатор России». За этой фразой уже нет содержания, содержание опустошено.
Мне кажется, что к празднованию 300-летия нужно было подключать университеты, историков, интеллектуалов, людей, которые пропагандируют знания. И, возможно, тогда мы получили бы Ломоносова с человеческим лицом. А в результате получилось освоение бюджета.
Можно было не столько личность учёного выдвигать на первый план, сколько под эгидой Ломоносова проводить конференции, помогать молодым исследователям и т.д.
Сами виноваты
- Раз уж заговорили о чиновниках - наши дети хотят стать чиновниками. Как к этому относиться?
- Да, я тоже слышал о таких устремлениях, ну это же ненормально, когда молодой человек хочет стать бюрократом! Это показатель того, что наше общество болеет. Мы фактически построили такое общество, которое готово безраздельно слиться с государством.
Это проблема комплексная, много разных факторов, в том числе и ситуация с образованием. Всё образование сейчас фактически сводится к одному: подготовка к сдаче ЕГЭ. Это вам скажет любой учитель. Если мы до 8-9 класса ещё как-то занимаемся духовным развитием и воспитанием, то дальше на это просто не хватает времени.
- Михаил Николаевич, вы на уроках истории рассказываете о подвиге советского народа в Великой отечественной войне. А тем временем последние из победителей так, видимо, и уйдут из жизни, не дождавшись обещанных благоустроенных квартир. Вот в Каргополе, например, дом давно должны были сдать, но подрядчики сбежали. Нам всем не стыдно за нашу власть?
- За власть, безусловно, стыдно. Но моя задача просветить, научить, рассказать о том, что Архангельск по количеству потерь мирного населения в годы войны на втором месте после Ленинграда, в процентном отношении. Роль Архангельска и вообще севера в победе исключительно велика.
Как любой нормальный человек, я возмущён тем, что происходит с «ветеранскими» домами. Но что сделать с этим? Это опять же болезнь того общества, которое мы строили, строили и, наконец-то, построили: подрядчик сбежал, «трест, который лопнул». Мы построили тот капитализм, который сильно похож на капитализм, которым пугали во времена советского агитпропа: мир чистогана, человек человеку волк. Такое впечатление, что ровно по этим лекалам мы и выстроили общество и теперь в нём живём.
Начинать с кадров
- У нас в газете есть рубрика «исчезающая профессия». Мы уже написали о воспитателях детских садов и библиотекарях, на которых молодёжь не хочет учиться из-за зарплаты в 5 тыс. рублей. А учитель - исчезающая профессия?
- Нет, это не исчезающая профессия. Но то, что мы очень скоро можем получить резкое понижение качества педагогов, очевидно. На педагогические специальности идут абитуриенты с низким баллом ЕГЭ, соответственно, такие же из них получаются и учителя. Я постоянно общаюсь на российских учительских форумах, и поражает безграмотность начинающих коллег. Учитель выполняет в обществе вовсе не функцию подготовки к ЕГЭ. Учитель способствует передаче культурного опыта, через него воспроизводится определенный тип культуры, вот ведь в чём дело. Наше общество никак не хочет этого понять…
- Вот я смотрю - и у вас в учительской компьютеры, то есть реформа в образовании нужна?
- Реформа образования нужна, никто с этим не спорит, но она началась не с той стороны. Начали с мультимедийных проекторов, с компьютеров, с ограждений вокруг школ. Чрезмерная роль государства приводит к тому, что проблемы решаются бюрократическим путём. А нужно комплексное лечение, если угодно… Начинать-то с кадров надо, надо поднять престиж профессии, добавить денег, ужесточить отбор, сделать профессию педагога востребованной. А проекторы, интернет – это всё приложится.
Досье
Михаил Копица. В 1998 году закончил истфак ПГУ,11 лет преподаёт историю в гимназии № 3 г. Архангельска. Ведёт радиопередачи «Уроки истории» и «Внеклассное чтение» на ВГТРК «Поморье». В настоящее время занят российско-норвежским проектом, посвящённым жизни обычных людей во время Великой отечественной войны. В работе примут участие ученики гимназии и норвежские школьники. Женат, имеет двоих детей.
Смотрите также:
- «Армия как концлагерь». 1 апреля начался весенний призыв →
- Конец света отменяется. Или, что видно в телескоп? →
- Школы воруют время. Вам не все равно? →