О том, каким он будет и когда ждать введения в эксплуатацию, рассказал генеральный директор предприятия Андрей Разговоров.
«Коммунар» - музей
- Андрей Владимирович, о речном вокзале долго спорили: нужен, не нужен, где должен размещаться? Сейчас строительство идёт полным ходом. Расскажите, когда здесь появятся первые пассажиры?
- Что сейчас происходит на строительной площадке? Из-за строительного забора виднеются сваи или колонны.
- Работы идут в соответствии с планом. Мы могли бы уже построить речной вокзал, но предыстория длинная. Все об этом наслышаны - долгие согласования, археологические раскопки, ввиду того что выделенный участок по новому законодательству попал в зону охраны объекта культурного наследия «Бани Макарова», а это значит - особый порядок использования земель. Непосредственно к строительству мы приступили весной этого года. Но движемся хорошими темпами. Работа проделана значительная: подведены коммуникации и сети, сделан фундамент и первый этаж здания, сейчас возводим второй этаж. При этом строим мы за свой счёт. В данный проект Архречпорт инвестирует порядка 100 миллионов рублей. Для предприятия - это серьёзные вложения. В навигацию 2019 года планируем завести здание под крышу и начать отделку внутренних помещений. Мы сами заинтересованы, во-первых, обеспечить горожан удобным и комфортным залом ожидания, с соблюдением всех норм и требований безопасности, во-вторых, наши сотрудники наконец-то получат полноценные рабочие места. И, безусловно, вклад Архангельского речного порта в формирование инфраструктуры набережной Северной Двины будет ощутимым - решатся многие вопросы с обслуживанием пассажирских речных линий.
Здание вокзала будет четырёхэтажным, и он органично впишется в обновлённую часть набережной Северной Двины. Всё будет выполнено в едином стиле.
- Многие знакомые имеют дачи на островах, и не раз слышала, что условия на теплоходах стали лучше. Лучше в каком плане?
- Следующим летом, когда теплоходы выйдут на линии, прокатитесь ради интереса и сами оцените. Могу сказать, что за флотом, как за пассажирским, так и за грузовым, мы тщательно следим. Каждую зиму все суда проходят ремонтные работы. В машинном отделении пересматривается буквально каждый винтик, пассажирские салоны и служебные помещения обновляются. В навигацию все суда выходят обновлённые и чистые, как внутри, так и снаружи. И это тоже солидная статья затрат. Кроме того, мы пополняем пассажирский флот новыми судами. В прошлом году на речные линии вышел модернизированный теплоход «Сапфир-1». В следующую навигацию выпустим «Аквамарин». Планируем весь пассажирский флот привести к единообразию. На линиях останутся теплоходы типа «Москва».
- А что будет со знаменитыми «Коммунаром» и «Балхашом»?
- Для «Балхаша» ещё найдётся работа. А «Коммунар» может стать музейным экспонатом. Давно об этом думаем и не исключаем такую вероятность. У «Коммунара» вся жизнь связана с Архангельском. Построен в Исакогорке в 1940 году. В годы войны трудился на речных линиях. Почти вся команда была призвана на флот. Этот пароход - живая история Архангельских речных магистралей.
Что такое габион?
- Пассажирские линии на реке - это только одно из направлений Архангельского речного порта. Предприятие занимается ещё и грузоперевозками. Расскажите, куда доставляете груз?
- Наш центральный грузовой район «Жаровиха» ежегодно участвует в Северном завозе. С причалов «Жаровихи» по различным направлениям отправляются такие грузы, как уголь, дрова, песок, строительные материалы, спецтехника и мн. др. Гружёные баржи и сухогрузы уходят в посёлки и деревни Приморского и Мезенского района, на Новую Землю, НАО, Сабетту, география довольно обширна. В минувшую навигацию мы выполнили все обязательства перед нашими заказчиками. Грузы доставлены своевременно и в НАО для нужд ЖКХ, и в отдалённые воинские части по заказу Министерства обороны РФ. В Сабетту отгрузили приличный объём, в основном это были габионы (габион - это каркас из металлической сетки, заполненный камнем. Габионные конструкции применяются для укрепления и защиты дорожных насыпей, грунтовых склонов, инженерных сооружений, берегов рек, водоёмов).
- Таким же нестандартным, но вполне осуществимым решением было строительство грузового участка на Соловках. Сегодня он действует?
- Мы из года в год отправляем грузы на Соловки для муниципальных нужд. Конечно, когда началось строительство на архипелаге, объёмы значительно выросли и потребовался полноценный грузовой участок для перевалки стройматериалов и спецтехники. Портовый район на Соловках появился по концессии с Правительством Архангельской области. Он работает и сейчас. Мы продолжаем завозить всё необходимое по заказу Соловецкой администрации. В этом году возобновились поставки стройматериалов и спецтехники, что связано с предстоящим строительством аэропорта на Соловках. Если возобновится строительство в социальной сфере, то мы будем готовы к перевалке грузов на данном направлении. Кроме того, мы находимся в постоянном диалоге с местными муниципальными учреждениями: помогаем и администрации решать повседневные вопросы по благоустройству, поддерживаем соловецкую школу, перед Новым годом поздравим детей с праздником, уже отправили подарки.
- Сами новогодних праздников ждёте?
- Новый год - это удивительный праздник, мне кажется, его ждут все. Конечно, Архангельский речной порт строит новые планы и просчитывает новые проекты, которые будет стремиться выполнить в предстоящем году и успешно завершить уже начатые. Один из таких - речной вокзал, который мы хотим полностью ввести в эксплуатацию к 2020 году.
Мария Городец