Почему стихли разговоры о строительстве нового моста?
«Архангельск задыхается в автомобильных пробках через мосты реки Северная Двина. Давно назрел вопрос о строительстве третьего моста. Бывший мэр Архангельска Павленко предлагал, что к 2022-2023 году можно построить третий мост через реку возле посёлка Турдеево Исакогорского района и острова Турдеево на посёлок Силикатный. Это возможно было бы осуществить со станции Исакогорка, по существующей ветке построить железнодорожный путь и ещё несколько автомобильных полос. Следующий мэр Архангельска Годзиш и бывший губернатор Орлов такой проблемой не озаботились. Известно, что уже сейчас в Архангельске имеется 100 тысяч только легкового транспорта и ежегодно добавляется ещё пять тысяч, и недалёк момент появления транспортного коллапса при движении через реку Северная Двина. Мы очень надеемся, что новый мэр Архангельска Дмитрий Морев и новый губернатор области Александр Цыбульский озаботятся этой проблемой и будут её решать. Ведь только на проектирование моста и его строительство потребуется 6-7 лет. А в связи с ростом объёмов перевозки по Северному пути и возрастания роли Архангельска в Арктическом регионе эта транспортная проблема может получить и общероссийское значение!»
Вот такое письмо пришло в редакцию «АиФ». Мы попробовали разобраться в ситуации.
Сидят в машинах месяцами
Расположенный на обоих берегах и нескольких островах Северной Двины, Архангельск является городом мостов. Два из них - самые северные разводные мосты в мире. Первым мостом через саму реку Северная Двина стал железнодорожный мост, построенный в 1964 году. До этого все грузы в город из центра России летом приходилось доставлять по реке, а зимой по льду. Однако в последнее время он неоднократно ставился на капитальный ремонт из-за изношенности конструкции. Ещё один разводной мост называется Краснофлотским или «Новым», поскольку проходит через одноимённый остров, соединяя два берега Северной Двины. Мост имеет 4 полосы движения и также разводится в ночное время.
Третий известный мост в Архангельске - Кузнечевский. Своё название он получил по одному из рукавов Северной Двины - реке Кузнечихе, через которую и перекинут. Он стал самым первым мостом в городе и был построен ещё до революции: сначала деревянным в 1916 году, а в 1956 заменён на металлический. Горожане сравнивают его с Манхэттенским мостом из-за некоторой схожести конструкции.
Однако, даже при наличии большого количества автотранспортных полос на архангельских мостах, автолюбители продолжают мучиться в пробках. Житель района Сульфат Алексей Притужальников рассказал нам, что каждый день на работу и с работы через Краснофлотский мост он добирается в общей сложности почти час. «То есть десять часов в неделю я теряю, а сколько в месяц, в год?» - возмущается он.
В департаменте транспорта, строительства и городской инфраструктуры города Архангельск нам рассказали, что мостовой переход Северодвинский находится на балансе двух собственников - ОАО «РЖД» и МО «Город Архангельск», а Краснофлотский мост обслуживает ФКУ Упрдор «Холмогоры». Бесспорно, двухполосное движение по автодорожной части Северодвинского моста, да ещё с ограничениями для движения грузового транспорта, не удовлетворяет возросшей интенсивности автомобильного транспорта, особенно в часы пик. Кроме того, и сами конструкции металлического пролётного строения (механизмы разводного пролёта) и его эстакадных частей по результатам проведённых обследований требуют капитального ремонта.
«В настоящее время работы в рамках контракта "Капитальный ремонт” металлический мост через реку Северная Двина и участок Вологда-Архангельск Северной железной дороги уже осуществляются ОАО "РЖД" и будут продолжены в 2020 году, - прокомментировал ситуацию директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Валентин Прилепин. - Муниципальное образование "Город Архангельск" также планирует капитальный ремонт эстакадных частей. В 2019 году ФКУ Упрдор "Холмогоры" были начаты работы по капитальному ремонту Краснофлотского мостового перехода. Они будут продолжены и в 2021-2023 годах. Работы капитального характера охватывают переходы через правый и левый рукав р. Северная Двина. Поэтому, пока ведутся работы капитального характера, требующие нескольких лет, проблемы с проездом по мостам неизбежны».
Пообсуждали и забыли
Также в мэрии нам рассказали о том, что вопрос строительства нового моста в разное время обсуждался на разных уровнях. Так, в 2017 году был проработан вариант нового моста под 2 полосы движения в одном направлении с реконструкцией старого под железнодорожный путь и 2 полосы движения в другом направлении. Ещё в 2013 году была определена стоимость строительства нового железнодорожного моста. В зависимости от варианта она составляла от 15 до 21 млрд руб. Но, как у нас частенько бывает, дальше обсуждений дело не пошло. Власти говорят, что реализация такого масштабного проекта без федеральной поддержки для города, да и для области маловероятна. Мы продолжим наблюдать за тем, будет ли вынесен данный вопрос местными властями на федеральный уровень?
Анастасия Левицкая
Фото ИА «Беломорканал»