Примерное время чтения: 16 минут
272

Северные трассы: перспектива есть!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ 12/10/2016
Материалы к №41
Материалы к №41 Фото: АиФ

Часто о дорогах Архангельской области говорят с разочарованием  - мол, никогда не будет у нас хорошего и гладкого шоссе, по которому будет комфортно ездить. Игорь ПИНАЕВ, генеральный директор АО «Плесецкое дорожное управление», смотрит в будущее с оптимизмом и считает, что качественные дороги могут быть и в нашей области.

Плесецк в плюс

- Игорь Николаевич, ваша компания работает практически по всей области. А почему в названии стоит именно Плесецк?

- Дело в том, что изначально компаний было несколько. В 2008 - 2013 годах произошло несколько слияний, когда проводились организационные мероприятия, связанные с укрупнением компании, Плесецкое дорожное управление на тот момент оказалось самым сильным, прогрессивным и крупным по выполняемым объёмам. В 2010 году под его крыло попало Онежское дорожное управление, в 2013 году произошло самое большое слияние. Добавились Няндомское, Каргопольское, Коношское дорожные управления, Поморское мостовое управление и Архангельское УПТК, а в августе 2014 наш большой коллектив пополнился Устьянским дорожным участком. Укрупнение повлекло за собой и изменения в управлении столь большого предприятия. Было принято принципиальное решение о переносе аппарата управления в областной центр, благо собственное здание в Архангельске для этого уже было. С помощью современных информационных технологий мы имеем самую достоверную информацию о состоянии дорог и работе техники в режиме онлайн, это позволяет принимать верные управленческие решения без привязки к тому или иному району. На местах в районах - только производственники: мастера, экономист и начальник участка. Остальным мы занимаемся в столице Поморья. Жить в эпоху перемен непросто, однако гораздо сложнее самому эти перемены проводить, быть инициатором и исполнителем: приходилось много общаться с коллективами, искать союзников и убеждать противников. Коллектив становится сильным, когда он становится дружным и сплочённым. Мы постоянно над этим работаем: вахтовая работа даёт возможность поработать на другом участке, в другом районе, пообщаться и, в идеале, подружиться. На это же направлены и совместные спортивные мероприятия, и конкурсы профессионального мастерства, где мы постоянно принимаем участие, показывая очень неплохие результаты! И самое главное - появляется понимание того, что все мы занимаемся одним делом. Ведь на самом деле у нас одна цель - это безопасные и ровные дороги.

Хотя мысль заменить название была. Но упоминание Плесецка бывает даже в плюс, когда разговариваешь с заказчиками, поставщиками: он известен на всю страну как космодром. Так что пусть нас ассоциируют с ракетами. Чувствуется в этом какая-то сила.

- У нас часто ругают областные дороги. А вы сами как оцениваете их состояние и как изменяете его в лучшую сторону?

- Конечно, тут «юлить» не надо: 88% всех дорог области находится в ненормативном состоянии. Примерно такие же цифры и по дорогам, обслуживаемым нашим предприятием. Нагрузки постоянно растут: увеличивается как грузоподъёмность транспортных средств, так и интенсивность их движения, при этом большая часть дорог имеет гравийное, а местами даже грунтовое, исполнение, и лишь только примерно треть обслуживаемой сети имеет асфальтобетонное покрытие. Но даже эти дороги, принимая во внимание то, что построены они в большей части в «строительный бум» 80-х, просто физически не могут воспринимать возросшие нагрузки. К сожалению, отсутствие в течение длительного времени целевого, «окрашенного» финансирования дорожной отрасли привело практически к полному прекращению ремонтных работ, значительному сокращению объёмов по содержанию… Мы просто забыли про межремонтные сроки: раз в 6 лет - ремонт покрытия, раз в 12 - капитальный ремонт дороги. В итоге за счёт выполнения работ по содержанию мы пытаемся хоть как-то сохранить дороги, работающие уже третий срок службы…

В 2012 году образован дорожный фонд Архангельской области - целевые средства на строительство, ремонт и содержание региональных дорог. Объём фонда не позволяет быстро решить все накопившиеся годами проблемы, однако сам факт стабильного финансирования даёт возможность с оптимизмом смотреть в завтрашний день.

С современной дорожной техникой нужно быть «на ты».
С современной дорожной техникой нужно быть «на ты». Фото: АиФ

Как за границей

- А есть ли возможность сделать наши дороги красивыми и качественными «хайвэями» и «автобанами», как за границей?

- Нужно, конечно, понимать, что мы живём в разных условиях с другими странами. По погодным условиям мы ближе к скандинавским странам, правда у них другая геология. Например, в Финляндии из чего строится дорога? Там кругом горы и холмы, в основном гранитные. Если они хотят провести дорогу, то горы взрываются, дробятся и из этого же материала делается дорога. Архангельская область находится по большей части в заболоченной низине. И проблемы с материалом у нас довольно серьёзные, порой даже простого песка не найти, не говоря уже о качественном щебне - всё надо заказывать, везти к месту производства работ - транспортные затраты получаются не маленькие. Хотя у нас есть гранитные и базальтовые карьеры, в том же Плесецке, например.

Весной мы были на конференции в Ставрополе, и там был интересный доклад о дорогах Германии. Единовременные вложения при строительстве у них примерно в 1,5-2 раза выше, чем у нас, но при этом и срок службы дорог у нас 12 лет, а у них 36. Это как кто-то покупает более дорогую технику, с пониманием того, что она будет дольше служить и он в неё будет меньше вкладываться. А кто-то думает: у меня сейчас нет денег, поэтому я куплю в данный момент вещь подешевле, а потом ещё что-нибудь куплю. Оба эти варианта разумны. И решение, какой путь нам нужнее, принимает государство, люди, которые понимают, на что мы можем рассчитывать в будущем - можем ли мы строить дорого и на века?

Нужно признать, что у нас есть прогресс. Ещё год назад для меня ярким примером были колоссальные улучшения на федеральной дороге - дорогу теперь не узнать, а ещё какие-то 6 лет назад мы местами буквально по обочине ездили. Сейчас я уже в пример ставлю нашу дорогу Брин-Наволок - Плесецк: участок за участком дорога поднимается, расширяется, одевается в асфальт - 2 года назад в это мало кто верил!

Мы движемся в правильном направлении, причём неплохими шагами. В 2015 году в области было отремонтировано порядка 20 км дорог, а в этом - больше 100 км, причём порядка 30 км сделала наша компания. Таких колоссальных работ давно, конечно, никто не делал.

- Можете рассказать конкретнее о работах, которые делала ваша компания?

- В качестве генерального подрядчика мы выступали в двух объектах ремонта. В Плесецком районе был отремонтирован участок дороги Брин-Наволок-Плесецк - Каргополь - Вытегра 180-192км (в направлении Североонежска). Там было отремонтировано 12 км дороги - отфрезеровано старое покрытие, выполнено устройство выравнивающего слоя и покрытия, приведена в порядок полоса отвода - получился достаточно бюджетный вариант доведения до нормативного состояния.

Второй объект, уже капитального ремонта, был в Каргопольском районе, в черте города, что накладывало свои трудности: большой транспортный поток, коммуникации, инфраструктура. Объект достаточно сосредоточенный, протяжённостью всего 1,3 км, но очень насыщенный: полная замена дорожной одежды, расширение, устройство стоянок для легковых и грузовых автомобилей, тротуаров, освещения. Интерес представляло и широкое применение современных материалов: георешёток в дорожной одежде и геоматов для укрепления откосов, а в качестве покрытия применён щебёночно-мастичный асфальтобетон.

С этим современным материалом в этом году нам пришлось поработать довольно много. В Устьянском районе, благодаря дополнительным федеральным средствам, щебёночно-мастичным асфальтобетоном было покрыто более 15 км региональных дорог, а с учётом подходов к мосту через реку Устья и того больше - 16,5 км. Все эти работы выполнялись силами нашей организации, но уже на субподрядных договорах.

Плотно работаем с муниципальными образованиями. Пожалуй, самый серьёзный объект был в Няндоме - ремонт центральной площади, где были выполнены работы по устройству ливневой канализации, замене асфальтобетонного покрытия, устройству покрытия из тротуарной плитки на площади более 4000 м2.

Дорожников уважают

- А с другими компаниями в области вы общаетесь?

- Конечно, общаемся. Мы всегда поддерживаем хорошие отношения внутри нашего дорожного сообщества. Работа работой, конкуренция конкуренцией, но все мы общаемся, помогаем друг другу. Ведь данный вовремя нужный совет - он многого стоит. Большинство специалистов-дорожников - выпускники кафедры автомобильных дорог АЛТИ, позже АГТУ, а ныне уже Северного (Арктического) федерального университета. Очень приятно: мы не просто не утратили связи с родным университетом, а всячески пытаемся их укрепить. Встречаемся с преподавателями, студентами, организовываем практику, читаем лекции. Пытаемся поднять престиж нашей, порой очень неблагодарной, профессии. 2 сентября я общался со студентами, и меня удивило, что из них только 2 человека было с периферии, а все остальные - из Архангельска. Когда мы учились, то было всё наоборот. Даже не знаю, в чём тут дело. Ведь в районах дорожники - это серьёзные и уважаемые люди, их все знают.

Квалифицированных дорожных работников в нашей области сейчас хватает. Но есть небольшой момент - не все, кто идёт сейчас в дорожники, разбираются в современной технике, которая требует совсем иного подхода, чем старая. Непосредственные руководители должны понимать её потенциал, а механизаторы - уметь его максимально раскрыть.

Тот костяк работников, который сложился у нас за долгое время, понимает это. А вот молодёжь, которая пришла к нам после вузов, приходится обучать.

- А люди сейчас довольны зарплатой и последний финансовый кризис как-то повлиял на дела вашего предприятия?

- Тяжело было в конце 2014 - начале 2015 года, когда нам прямо сказали - денег нет! А снегу ведь плевать, кризис - не кризис, он всё равно падает. Примерно полгода, до мая 2015 года, мы работали в режиме нон-стоп: поставив в приоритет заработную плату и топливо, дабы не остановить работы полностью. Хотя в этом был и положительный момент - трудности как лакмусовая бумажка выявляют сильных и слабых. Так что назревшая к тому времени оптимизация численности предприятия прошла максимально безболезненно. Да и задела она только инженерно-технический персонал. Теперь лишних на местах нет - у каждого чётко поставленная задача и спрос за конечный результат. Зарплата - это всегда больной вопрос, но мы стараемся не обижать людей, прекрасно понимая, что одно дело - уставший и замученный работник, совсем другое - отдохнувший, принявший душ, сытый и обутый. Работы по содержанию организованы так, что они живут дома. Есть определённый график, на машинах в последнее время по два водителя-механизатора, то есть уже немного легче. Летом на объектах устраивается проживание, питание, доставка к месту работы. Проблем с этим не возникает.

Проложить новые дороги там, где их не было - реальная задача.
Проложить новые дороги там, где их не было - реальная задача. Фото: АиФ

Мировая практика

- Хотелось бы узнать ваше мнение как профессионала насчёт системы «Платон», которая вызвала много шуму.

- «Платон» - это тоже определённая плата за дорогу. Я к «Платону» отношусь вполне адекватно, это мировая практика, подтверждённая расчётами: разрушения дорог от таких машин колоссальные. К сохранности дорог, по моему мнению, грамотнее всех относятся наши финские коллеги. Они тоже хотят много возить, но при этом у них ко всему научный подход. Сколько дорога должна успевать отдохнуть между касаниями колёс, как влияет влажность и температура покрытия - у них всё посчитано. Очень важно, какое должно быть давление в шинах, так как, понижая его, мы уменьшаем и нагрузку на дорогу. Финны - очень законопослушные граждане, поэтому не водят больше 70 км/ч. Сейчас «Платон» распределён по федеральной сети и мы видим, что грузопоток начинает перемещаться на наши региональные дороги. Да, там ниже скорости, хуже покрытие, но там не надо платить. И из-за этого страдают в первую очередь именно дороги. И тенденция идёт к тому, что «Платон» будет введён на региональной сети, это вопрос времени. Но этого не надо бояться - если сесть и посчитать, то это не так дорого.

- Могут ли в Архангельской области появиться платные дороги?

- Думаю, что это маловероятно, учитывая наш автомобильный трафик. В ближайшее время нам на Севере это не грозит. Взгляните на карту: область, прямо скажем, малозаселённая, населённые пункты, как правило, небольшие и находятся на значительном удалении друг от друга. Все серьёзные производства ещё на стадии проектирования подразумевали в качестве основного либо как минимум альтернативного способа доставки грузов железнодорожный или водный транспорт. При этом не надо забывать, что платная дорога, согласно законодательству, подразумевает наличие объездного бесплатного маршрута.

Водителям и лосям

- Сейчас часто выходят новости о том, что лесные животные выбегают на дорогу. Можно ли оградить водителей от них, а зверей - от автомобилей?

- Мы к этому придём, как уже пришли во многих европейских странах. В плане безопасности нужно рассматривать дорогу как целый комплекс, причём в него они включают всех, кто может на ней появиться. Это не только водитель и автомобиль, там обязательно пассажир, пешеход и обязательно животные, домашние или дикие. Рассматривается и учитывается безопасность каждого. Для животных, как правило, устраивают организованные скотоперегоны - подземные переходы под дорогой или зелёные мосты над ней. Места определяются с учётом путей миграции животных. Да, к этому мы должны прийти, сейчас же важно привести в порядок, а именно избавиться от кустарника, в полосе отвода действующих дорог. Из-за этого отсутствует боковая видимость: ты едешь по дороге, и тебе кроме деревьев и кустарника ничего больше не видно. Чистые 10 - 30 метров возле шоссе дают водителю определённое время для принятия решения.

Другой немаловажный фактор - скорости движения. Они стали «немножко» другими: если раньше «жигули», «москвичи» и «волги» двигались со скоростью 80 - 100 км/ч, то для современных автомобилей это только начало скоростного режима. Более того, как правило, там, где проходит ремонт, увеличивается аварийность и тяжесть аварий. Автомобилисты нарушают режим скорости и просто теряют управление автомобилем. На новых участках это вдвойне опасно, потому что свежеуложенный асфальт имеет низкий коэффициент сцепления. В первые полторы недели верхний слой битума окисляется и испаряется - сцепление приходит в норму.

- И последний вопрос: какие планы у вашей компании на ближайшую пятилетку?

- О планах сейчас сложно говорить. Мы, подрядчики, живём в условиях нашей контрактной системы. Сейчас действующие контракты заканчиваются, идёт плановая процедура проработки и заключения новых. Планы и надежды одни - стабильная работа и стабильная оплата выполненных работ!

Сердечно поздравляю  всех наших сотрудников,  уважаемых ветеранов, коллег с профессиональным праздником -

Днём работников дорожного хозяйства!

Желаю, чтобы не угасало  стремление к качественной работе. Крепкого Вам здоровья, счастья в собственном доме, удачи  и побольше радостных событий в жизни!

Игорь Николаевич ПИНАЕВ родился в 1976 году. С отличием окончил строительный факультет АГТУ в 1998 году по специальности «Инженер-строитель автомобильных дорог и аэродромов». После службы в армии в 1999 году начинал с должности мастера Няндомского дорожного управления, а в 2010 году стал его генеральным директором. В 2013 году, в период слияния предприятий, перешёл уже в укрупнённое  Плесецкое дорожное управление главным инженером. В июне 2014 года возглавил ОАО «Мезенское дорожное управление», но в декабре того же года вернулся на родное предприятие уже генеральным директором компании.

Плесецкое дорожное управление - один из самых крупных подрядчиков, которые занимаются содержанием автомобильных дорог в Архангельской области. В современном формате компания существует с 2014 года и содержит около 3 тыс. км дорог. В настоящее время предприятие работает в 6 районах области, где имеет собственные производственные базы: в Устьянском, Коношском, Няндомском, Каргопольском, Плесецком и Онежском районах. Также предприятие частично содержит отрезки дорог в Приморском, Холмогорском и Вельском районах.

Три секрета поморских дорог

  • Качественный строительный материал
  • Современная техника
  • Специалисты, которые получили образование в САФУ

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах