«Сегодня больше всего лесам Архангельской области угрожает угрожают масштабные вырубки. Но лесозаготовительная деятельность ведётся у нас уже очень давно и последствия её достаточно хорошо изучены. А вот, например, алмазы у нас начали добывать относительно недавно, и какой это нанесёт вред природе пока сказать сложно», - рассуждает молодой учёный, координатор проектов Архангельского отделения Всемирного фонда дикой природы Денис Добрынин.
Аномальная погода
Анна Нечай, «АиФ-Архангельск»: Денис, Вы не преувеличиваете, действительно, добыча полезных ископаемых - серьёзный удар по лесу?
Денис Добрынин: Добыча алмазов происходит локально, а не на всей территории области. Но в отличие от лесозаготовительной деятельности, в результате добычи полезных ископаемых природа уничтожается полностью! Там просто не остаётся ничего живого. Причём, происходит это уже на десятках квадратных километров. А поскольку компании, занимающиеся разработкой алмазных месторождений, являются достаточно закрытыми (в отличие от лесозаготовительных предприятий), то остаётся лишь догадываться о том, какое негативное влияние это будет иметь на окружающие леса и болота, реки и озера, на грунтовые воды.
Вырубки лесов непосредственно влияют на состояние рек и озёр. Уничтожение лесов в верховьях рек приводит к их обмелению. Лесозаготовки и добыча полезных ископаемых зачастую являются причиной загрязнения рек и озёр. Все это делает невозможным использование воды для питья, приводит к сокращению рыбных запасов. Кроме того, крупные массивы коренных лесов во многом регулируют климат региона. Они задерживают холодные массы воздуха, идущие с севера, и несущие дожди атлантические циклоны - с запада. Вырубка лесов ведёт к дестабилизации погоды и повышению частоты аномальных явлений, таких как аномальная жара, засуха, наводнения, ураганы и т.д.
Заказник для бобра
- Вырубают и добывают и в заказниках?
- У нас уже создано несколько особо охраняемых природных территорий как федерального, так и регионального значения. Однако сеть этих охраняемых территорий нельзя назвать эффективной. Например, многие заказники регионального значения у нас были созданы уже после того, как на этой территории были проведены лесозаготовки.
- Тогда для чего они создаются?
- Цель создания таких заказников - сохранение отдельных видов животных, а не природных ландшафтов в целом, что на наш взгляд не очень эффективно. Актуальность некоторых существующих заказников под вопросом. Так, например, у нас есть заказник, цель которого – это сохранение бобра. Но дело в том, что в последние годы численность бобров сильно выросла и это животное не нуждается в специальных мерах охраны. Всемирный фонд дикой природы предлагает в первую очередь обратить внимание на необходимость создания ландшафтных заказников, чтобы сохранить массивы старовозрастных лесов, которые являются нашим природным наследием. Такие территории уникальны - там никогда не было рубок, они не «разрезаны» дорогами, не испорчены карьерами. Леса там произрастают уже не одну тысячу лет - с тех пор, как сошёл ледник. Подобных мест дикой природы в мире осталось не так и много. И одно из них – междуречье Северной Двины и Пинеги, где мы предлагаем создать особо охраняемую природную территорию. В этих местах обитают животные и произрастают растения, занесённые в Красную книгу (орлан-белохвост, скопа, северные орхидеи и т.д.-ред.). Если исчезнут леса, то исчезнут и они. А при желании вырубить эти леса можно всего за несколько лет.
Нужно стремиться к тому, чтобы было, как в Скандинавии: сказано - в охраняемой территории нельзя вырубать лес, значит нельзя. И не приходится охранять лес с оружием, как это иногда делается у нас.
Цифры
Если сравнить количество охраняемых природных территорий в разных странах Баренцева региона, то на первом месте Финляндия – 23%, почти такой же показатель у Швеции – 22%, Норвегия 14%, Россия (в Баренцев регион входит пять субъектов России, включая Архангельскую область) пока сильно отстает – всего 11%.
Досье
Денис Добрынин род. в Архангельске. Закончил естественно-географический факультет Поморского университета. Во время студенчества был волонтёром молодёжной общественной экологической организации. После - аспирантура на лесохозяйственном факультете Архангельского государственного технического университета. Затем - работа во Всемирном фонде дикой природы (WWF).