Примерное время чтения: 3 минуты
133

Владимир Бортко: «Господдержка вредит кино»

Владимир Бортко, режиссёр

Как надо бы снимать кино? Условно это выглядит так: продюсер верит в сценарий. Он берёт в банке кредит. Нанимает режиссёра, актёров и т. д. Снимает кино, получает кассовые сборы, живёт, не тужит и начинает новую картину. Или идёт в тюрьму, потому что фильм провалился, а долги надо возвращать. То есть он крайне заинтересован в качестве картины.

А как у нас? В банке говорят: «Съёмки? Хорошо! 15% годовых!» На этом всё и заканчивается. Даже если мы найдём банк, согласный на 0%. Потому что прокатчики никогда не скажут, какие кассовые сборы дала картина, сколько человек сидит в зале и сколько они заплатили за билет. Это самая большая тайна, которая есть в России. Она даже более засекречена, чем космическая программа.

Но кино в стране должно быть! Что делать? И люди идут с протянутой рукой: «Государ­ство, помоги!» Причём помоги по-идиотски: не снизь проценты по кредитам, не сделай кассу кинотеатров прозрачной, а дай денег. И оно даёт! 4 млрд руб. в год.

Но, как уже было сказано, продюсер на фильме не заработает ничего. А жить ему на что-то надо? Да. Где он будет деньги брать? Отщипывать от бюджета фильма! А конечный результат его волнует? Да ни в коей мере! Как не волнует государство вопрос, кому и на что оно выделило миллионы. Поэтому из 80 с лишним фильмов, снятых в прошлом году, 60 не увидел никто - они просто не вышли на экран!

На мой взгляд, такая господдержка вредна. Гораздо полезнее для нашего кинематографа будет, если государство наконец сделает так, чтобы не воровали, чтобы опустили банковский процент. В Европе он - 2%, в Америке - 0,5%. Бери и работай! А у нас - 15%. Но, когда я начинаю рассказывать коллегам по цеху эти очевидные вещи, они лишь отмахиваются. Потому что такая система выгодна, в частности, 8 мейджорам - нашим коллегам, через которых и осуществляется «помощь» государства.

А уж кино и сериалы - как гений и злодейство - вещи совершенно несовместимые! Самая успешная область, которая не нуждается ни в чьей поддерж­ке - это телевизионное кино. Потому что минута эфира в прайм-тайм на центральных телеканалах - это минимум 50 тыс. долл. 10 минут рекламы, которые можно вставить в одну серию сериала, - это уже 500 тыс. долл. при себестоимости сериала в 200 тыс. долл.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах