Подмена власти
- Николай Александрович, неужели недостаточно Общественной палаты на уровне федерации? Разве подобные структуры не должны создаваться по инициативе снизу, а не сверху?
- Острой необходимости в этой структуре на сегодняшний день, на мой взгляд, нет. Действительно, это инициатива не гражданского общества, а представительного органа - областного Собрания депутатов, а также исполнительной власти региона, губернатора в частности. В идеале ту функцию, которую выполняет Общественная палата, а именно представительство интересов разных групп населения, должен выполнять орган законодательной власти. Но, учитывая то, что в стране в целом, так и в области нет политической конкуренции, и доминирует одна партия, власть придумала такую дополнительную структуру как Общественная палата. Я не считаю, что её появление продиктовано временем, и достаточно скептично отношусь к ней. Тем не менее, её эффективность будет зависеть от двух факторов. Первый-если власть захочет получить объективный канал связи с гражданским обществом, а не такую структуру, которая будет во всём их слушать и не подвергать критике. И, во-вторых, это будет зависеть от того, кто войдёт в Общественную палату? Если это будут люди, имеющую свою точку и желающие отстаивать интересы той группы населения, которую они представляют, то реальные результаты работы у палаты будут.
«Не можем самоорганизоваться»
- А если Общественная палата не в полной мере отвечает интересам гражданского общества, то почему бы не создавать снизу что-то своё?
- У нас были попытки самоорганизоваться, но на самом деле это очень сложно. У каждой общественной организации, как правило, свои интересы, свои задачи. У инвалидов - одни, у женских организаций - другие, у экологов – третьи. И найти общий интерес, который свяжет нас всех, проблема. Конечно, мы можем объединяться в определённых чрезвычайных ситуациях, но не более того. В области существует Совет гражданских организаций, мы собираемся, обсуждаем наиболее актуальные для нас вопросы, но эффективность его работы на самом деле, к сожалению, низкая. Нет общей цели.
- Будете ли вы участвовать в работе Общественной палаты, если вас туда пригласят?
- Безусловно, ведь несмотря ни на что, это ещё одна возможность донести до власти то, чего мы хотим. Это площадка для дискуссий, для принятия решений, которые должны услышать власти. Чем больше каналов воздействия на власть, тем лучше для общественных организаций. Это особенно важно для молодых общественников, которые не имеют других выходов на власть.
Я принимал участие в рабочей группе, которая занималась разработкой законопроекта об Общественной палате. Нам удалось добиться того, чтобы у Общественной палаты Архангельской области было небольшое финансирование. Ресурсы нужны хотя бы для того, чтобы привлекать специалистов в случае необходимости проведения общественной экспертизы. Понятно, что члены Общественной палаты будут работать на безвозмездной основе, но они не могут разбираться во всех вопросах, и иногда придётся привлекать экспертов со стороны. Надеюсь, что так она будет менее зависима от власти, не будет являться её придатком.
Мимо ушей
- По информации пресс-службы правительства области, в данный момент губернатор проводит консультации с некоммерческими организациями. Руководствуясь их мнением, глава региона выдвинет свои кандидатуры в Общественную палату. К вам уже обращались по этому поводу и кого бы вы предложили включить в её состав?
- Нет, ко мне никто не обращался. Если бы меня спросили, то я бы предложил Марину Михайлову - руководителя благотворительной организации «Архангельский центр социальных технологий «'Гарант», Сергея Фёдорова, председателя Ассоциации общественных экологических организаций Архангельской области, Татьяну Буторину - вице-президента межрегионального Ломоносовского фонда и многих других. Главное, чтобы эти люди действительно отстаивали интересы гражданского общества, имели свою точку зрения, поднимали шум вокруг какой-то проблемы. Правда, даже в таких случаях, власть далеко не всегда прислушивается к оценке, рекомендациям, которые дают общественные палаты. Например, Общественная палат РФ выступала против нового закона о митингах, что не помешало его принять. Ведь все решения общественных палат имеют только рекомендательный характер.
- Если вы всё-таки станете членом Общественной палаты, то какие вопросы вынесете на обсуждение в первую очередь?
- Сложно сказать, жизнь чуть ли не каждый день подкидывает какие-то новые актуальные задачи. Например, недавно мы подняли проблему образования детей-инвалидов в г.Мирный (Плесецкий район,-ред.). Там 9 детей с инвалидностью не получали образования вообще. Суд встал на нашу сторону, и обязал администрацию города создать условия для их обучения. Вопросы, касающиеся образования, нужно поднимать обязательно. Ведь если нет образования – нет будущего.
Кстати, меня волнует и следующее: кто в Общественной палате будет определять повестку дня, решать: какой вопрос важный, а какой нет? Ответа пока нет.
Досье
Николай Мякшин – председатель Союза общественных объединений инвалидов. Два высших образования: педагогическое и финансово-экономическое. Закончил также международные курсы по защите прав человека в Варшаве. Работает в региональном обществе глухих. Занимается поиском средств на реализацию социальных проектов, правозащитной деятельностью.
Справка
Согласно областному закону от 2 июня 2012 года, Общественная палата формируется из 30 граждан: по десять членов палаты утверждают глава региона и Архангельское областное Собрание депутатов. Еще десять человек принимаются в состав палаты по решению её 20 членов, утвержденных губернатором и областными депутатами. Кандидаты в Общественную палату должны быть не моложе 21 года, постоянно (или преимущественно) проживать на территории области, иметь заслуги перед регионом, пользоваться признанием и уважением среди его жителей.