Он вновь приехал в Архангельск и Северодвинск с творческими встречами. В 2009 году Станислав Сергеевич привозил кинокартину «Пассажирка», сейчас - фильм «В стиле jazz». И хотя кинопоклонники и интересующиеся политикой архангелогородцы, догадались об истинной цели визита, Станислав Говорухин отмахнулся: «Путин и сам прекрасно срежессирует предвыборную компанию».
Станислав Сергеевич встречался с северодвинцами на «Севмаше», со студентами Северного арктического федерального университета, с архангелогородцами в Драмтеатре. И несмотря на то, что вход был бесплатный, комплиментарных вопросов было не так и много: через один – о том, что живём плохо, пенсии маленькие и за последние 20 лет ничего не изменилось. Мы побывали на встречах и выбрали самые интересные мысли режиссёра и депутата Станислава Говорухина
О профессии…
«Я - геолог, окончил Казанский университет. Поработал по специальности-несколько лет занимался поиском нефти в районе Ферганы, это в Узбекистане. И сегодня к слову сказать, мы живём благодаря работе советских геологов, согласитесь? Здесь и капля моего труда.
И вот однажды иду я по нынешнему Нижнему Новгороду и вижу - снимается кино. Все суетятся, носятся, а один человек сидит в кресле, ему приносят чай, кофе. Я спрашиваю: «Кто это?» Мне отвечают: «Это режиссер Марк Донской». У меня в голове никакого кино тогда и не было, но я про себя отметил: вот это профессия! Потом я пришёл на телевидение, потом поступил во ВГИК, не прошло и 6 лет - я сижу в кресле, мне приносят чай, кофе, что-то шепчут на ушко. На эту тему есть у меня любимый анекдот: «А ты бы мог после стакана снимать кино? Мог бы. А после бутылки? Не-е, ну смог бы, но уже как режиссёр». Потому что такое на съёмочной площадке может себе позволить только режиссёр.
Режиссёр должен быть ответственным за свои работы. К сожалению, многие представители культуры воспринимают свободу как безнаказанность, но они могут своими работами разбудить у своих поклонников разные чувства — от низменных до возвышенных. Я в своем творчестве всегда придерживался принципа — не навреди. Поэтому за свои работы мне не стыдно.
…об исправлении ошибок
Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасут её от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит, так говорил Александр Солженицын. А где нация черпает силы? В культуре, истории, литературе. Это и нужно исправлять в первую очередь.
…о женщинах
«Я снимаю фильмы о женщинах, потому что я уже давно понял, что главная в нашей стране - женщина. Когда я вижу в зрительном зале больше женщин, я спокоен за фильм - я знаю, что это моя аудитория.
…о последнем двадцатилетии
«Конечно, у нас жуткая коррупция, но все уже забыли, какое у нас было беспардонное воровство в 90-е годы. Есть 2 периода. Период демократов, которые на самом деле оказались партократы, и период последнего десятилетия. В те времена недра не принадлежали нарподу. Кстати, мы даже этого и не заметили, что тихо-тихо наши нефтедобывающие компании все уже практически национализированы. Был «Юкос», сейчас «Роснефть», была «Сибнефть», сейчас «Газпромнефть», добывающие 60% всей нефти, эти компании принадлежат государству, у других, более мелких компаний-контрольный пакет акций у государства. Я бы не стал сравнивать то десятилетие с этим».
…о киножвачке
«Фильм всех времён и народов –«Летят журавли». А самый любимый режиссёр всегда оставался и остаётся Чарли Чаплин. Я был влюблён в американское кино 40-50 -хх годов. Насколько я его любил , настолько я его терпеть не могу сегодняшнее. Такой бред, такая жвачка, отсутствие всякой логики. К сожалению, это бред сегодня в огромном количестве поглощает наша молодёжь. И мы создаём обезьяньи фильмы, копируя американцев. Культура не должна быть изолированной, но в то же время мы не должны пускать в Россию различную киножвачку про вампиров и прочую гадость».
…о статусе «Единой России»
«Единая Россия» в итоге победила. Но на самом деле они, конечно, рассчитывали на большее. «Единоросы» считают, что проиграли. Я всегда говорил, что совершенно не нужно партии конституционное большинство. Потому что, когда больше 226 голосов, то жизнь в парламенте замирает, партия может не прислушиваться к полезным советам других партий и слишком быстро принимать законы».
…о митингах
«Некоторые их тех людей, которые стоят на трибунах уже правили страной в период воровского беспредела, в период страшного разграбления и уничтожения России, другие кормятся за счёт иностранных грантов. Это не секрет, можно открыть компьютер и посмотреть, как много фондов занимаются тем, чтобы разжечь протестные настроения, дестабилизировать обстановку, чтобы победить Россию. Ещё Бисмарк говорил: «Россию победить невозможно, она может победить только сама себя». И много раз Россия сама себя побеждала. В Феврале 1917 года Россия получила неслыханную свободу, и чем это закончилось? Страшной кровью. Офицеров на штыки. В 1991 году-митинги, неслыханная свобода и что? Территория сузилась до размеров 17 века. И Россия превратилась в абсолютно бандитское государство. Если митинги, как зараза, распространятся по всей стране, это позволит дестабилизиовать обстановку».
…о крепких напитках
«Я обожаю водку, виски, ракию, чачу, шнапс. Собственно, это всё одно и то же. Я – крупный специалист, я очень много времени потратил на то, чтобы познакомиться с культурой еды и пития».
…о переводе на летнее время
«Ну бред. Также как переименовнаие ГАИ в ГИБДД, а милицию в полицию».
…о своём кино
Сегодня в прокате собирают кассу только те фильмы, которые лишены малейших художественных достоинств. Поэтому на мои фильмы публика идёт в кинотеатры неохотно. И это касается множества других талантливых российских кинокартин.
…о фильме «Высоцкий…»
«Ужас! И я, и люди, которые хорошо знали Володю, с которыми он дружил - мы просто в ужасе. Посмертная маска человека целует в губы молодую девушку -это так неприятно и противно. Из жизни великого поэта, которого так любил наш народ, выбрано два самых поганых дня, да и эти два дня - сплошное враньё. Можно было подумать, что это и было окружение Высоцкого. В его квартире я встречал всех интересных людей тогдашнего времени: Ахмадуллина, Евтушенко, Вознесенский. Вот было окружение Высоцкого.
Досье
Станисла́в Серге́евич Говору́хин (29 марта 1936, Березники, Пермский край) — советский и российский актёр кино, кинорежиссёр, сценарист.
Говорухин снял 11 художественных, 4 публицистических фильма. Написал 14 сценариев и 3 книги. Режиссёрские работы: «Вертикаль» (1967), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «В поисках капитана Гранта» (1985), «Десять негритят» (1987), «Россия, которую мы потеряли» (1992), «Ворошиловский стрелок» (1999). Его художественно-документальная картина «Так жить нельзя» получила приз Союза кинематографистов «Ника» за лучший фильм 1990 года.
В марте 2000 года Говорухин был кандидатом в президенты России (набрал, впрочем, только 0,44% голосов).