В формировании Ломоносова-поэта, теоретика литературы большую роль сыграла национальная традиция. Его первыми учебниками были древнерусские рукописные книги. Огромное впечатление произвела на юного Михаилу «Псалтирь рифмованная» Симеона Полоцкого, одна из трех книг, которые он впоследствии образно назовет «вратами учености» своей.
В Славяно-греко-латинской академии он много внимания уделял «древним книгам», особенно древнегреческим и древнеримским произведениям. Обучаясь в Германии, студент Ломоносов проявил большой интерес к западноевропейской литературе. Раздел выставки «Истоки вдохновения» рассказывает, к каким источникам Ломоносов обращался в поисках пути самостоятельного литературного творчества.
Работы Ломоносова в области языкознания и риторики - это значительная часть его удивительно многогранной, подлинно энциклопедической деятельности. Среди его литературных трудов -множество поэтических произведений разных жанров. Он является автором 36 од: 21 торжественной, 1 эпиталамической, 14 духовных. «Одами в миниатюре» являются его торжественные надписи. Также Ломоносов писал трагедии, стихотворные послания, эпиграммы.
В литературном наследии Ломоносова видное место занимают поэмы: дидактическая - «Письмо о пользе стекла» и эпическая - «Петр Великий».
В разделе «Отец русской поэзии» представлены труды Ломоносова по грамматике и риторике, материалы, посвященные анализу этих произведений и их роли в формировании современного русского литературного языка, а также поэтические произведения Ломоносова.
В 60-70-е годы XVIII века возникает литературная полемика между М.В. Ломоносовым, В.К. Тредиаковским и А.П. Сумароковым, вызванная различием их эстетических и теоретико-литературных взглядов. В разделе «Литературное окружение» представлены материалы, посвященные Ломоносову, Тредиаковскому, Сумарокову и их поэтическому противостоянию.
Выставка будет работать до конца сентября.