В НАО будет построен морской порт. Он появится в посёлке Индига, что на побережье Баренцева моря.
Новость вызвала опасения: а не станет ли порт Индига заменой порта в Архангельске, и не потеряет ли столица нашего региона свои позиции в Арктике?
Белкомур «встанет»
Для строительства нового порта выбрано удобное с точки зрения географии место. Индига расположился прямо между Мурманском и крупным строящимся на Ямале портом Сабеттой. От него до Мурманска почти 3 тыс. км, и порт «посередине» просто необходим. Эту роль мог бы выполнять Архангельск, но, увы, географическое расположение в глубине материка не играет ему на руку. Кроме того, бухта Индига не замерзает практически весь год, поскольку до неё доходит Гольфстрим. Белое море таким похвастать не может. Не получится ли так, что после появления Индиги Архангельск действительно станет не нужен?
«Архангельск всегда останется морским портом. Здесь есть транспортный узел, связанный с «Роснефтью», есть научная арктическая база, целлюлозно-бумажное производство. Не будем же мы гнать эти все грузы в Индигу для морских перевозок? Эти порты будут дополнять друг друга», - уверен доктор исторических наук САФУ и главный редактор журнала «Арктика и Север» Юрий Лукин.
Тем не менее, эксперт всё же считает, что со строительством Индиги у Архангельска уменьшаются шансы на реализацию проекта Белкомур - железной дороги, которая соединит наш регион с Коми и Уралом. По его мнению, финансы будут направлены на реализацию конкурирующего проекта Баренцкомур - железнодорожного пути между теми же Коми и Уралом, но соединяющим с Индигой. «Дорога до Индиги короче и выгоднее, кроме того, у нас затягивается строительство глубоководного порта на Мудьюге, а Индига сможет принимать суда с большей осадкой», - подчеркнул Юрий Лукин.
Нам - центр
В то же время другие эксперты полагают, что для Архангельского морского порта появление порта в Индиге - это даже хорошо. «Развитие Индиги не умаляет значение Архангельска, - убеждён директор Арктического центра стратегических исследований САФУ Константин Зайков, - у них совершенно разные транспортно-логистические привязки. Архангельск в снабжении объектов Северного морского пути связан с центральной частью России, Москвой и Санкт-Петербургом, а Индига будет включен в транспортную сеть, связанную с Коми и Уралом».
Константин Зайков считает, что строительство порта в Индиге принесёт региону только плюсы, поскольку увеличится загрузка судов, идущих по Северному морскому пути, соответственно, вырастет экспорт и уменьшатся расходы на эксплуатацию.
То, как на самом деле скажется появление порта в Индиге на Архангельске, пока можно только предполагать. Вероятно, загрузка действительно будет распределена и порты не станут конкурентами.