В Архангельске вышла книга «Архангельский архитектурно-этнографический музей «Малые Корелы». Строительство и становление» Лидии Бострем, одной из основательниц уникального музея под открытым небом, который известен во всём мире.
После 30 лет работы Лидия Андреевна ушла на заслуженный отдых, признаётся, что жалеет, что не сделала этого раньше. «Сейчас - никаких тусовок и поездок, потому что я много наездилась и встретилась с огромным количеством людей… Когда я дождалась этого одиночества, только тогда оценила, как это хорошо, - улыбается она. - Я сейчас живу в своё удовольствие». Лидия Андреевна любит разгадывать кроссворды, смотреть политические дебаты по телевизору, читать газеты, журналы и книги. Любимые - сборник афоризмов и «Всё о жизни» Веллера. А совсем недавно вышла и книга самой Лидии Андреевны.
«Это был престиж страны»
- Вы 30 лет возглавляли музей. Какова была цель его создания? Что это были за годы для Вас в плане личном и в плане государственном?
- Сразу после войны правительство приняло постановление - провести ревизию всех памятников истории культуры. Было решено, что сохранившиеся памятники деревянного и каменного зодчества нужно отреставрировать, привести их в божеский вид и передавать их в учреждения культуры.
Инициатива создания этого музея принадлежала Министерству культуры СССР. Оно тогда планировало создать в Союзе три таких музея: под Таллинном, под Киевом и под Архангельском. А наша область - одна из самых крупных в России, и здесь очень много памятников. Север так и называли - жемчужиной деревянного зодчества. Поэтому правительство выбрало нашу область для создания такого музея - здесь было из чего выбирать. Ну а я, тогда ещё работник Общества охраны памятников, была в курсе всех этих дел, тем более что финансирование начиналось через нас. Я пришла туда в 70-м году, а в 71-м году уже приступила полностью к работе с музеем. Наша задача была и деньги контролировать, и общественность привлекать, чтобы как можно лучше построить этот музей. Я чувствовала большую ответственность. Новый музей - это был престиж страны.
Музеи как геологи
- Лет 10 назад много говорили о том, что в музее нужно поставить судоверфь, начать строить лодки, открыть рыбный ресторанчик. Должны ли музеи придумывать, как им заработать, или это дело государства?
- Насчёт лодок - такого категорически нельзя делать. А насчёт ресторанов - есть рестораны китайской кухни, грузинской кухни, пожалуйста, открывайте ресторан русской кухни. Мы ведь, коль этнографический музей, то изучали и русскую кухню. С ней мы даже выезжали дважды за границу, участвовали в норвежско-поморских гуляниях. Но в Малых Корелах нет воды - это, к сожалению, единственный недостаток, и там просто не сделать шикарный ресторан, хотя бы около музея.
Музеи должны обязательно существовать за счёт государства. Музеи - это как геологи, они всё время в поисках, всё время что-то ищут, собирают. А потом уже государство оплачивает работу. И у нас в музеях абсолютно так же - они всё время в поиске. Когда в 1975 году у нас появился новый коллектив научных сотрудников, они сделали 250 экспедиций за 2-3 года. Они только приезжали, отчитывались, экспонаты сдавали - и снова в экспедицию, все кабинеты были пустые. И сейчас у нас в музее самая крупная в России коллекция лодок и колоколов, большая коллекция традиционного северного русского костюма, прялок, предметов быта.
Кружки - бесплатно
- Для кого мы всё это делаем, если, к примеру, восьмиклассники не знают, что такое война? Мы столкнулись с этим 9 мая. Можно ли научить культуре, истории родного края? Каким образом вернуть людей в библиотеки, театры, картинные галереи?
- Это очень большой минус нашему народу, что мы отвергаем всё, что было в Союзе. Держава была мощная и было в ней что-то хорошее. А сейчас многие только ругают прошлое. И нынешней интеллигенции нужно провести анализ - что было хорошее, а что плохое. И хорошее взять на вооружение. Особенно то, что касается молодёжи, детей.
Я отчётливо помню своё детство: Архангельск во время войны был очень голодный город, помню, как вывозили целыми телегами трупы умерших. Мы приходили из школы, знали, что есть нечего, и так, голодные, бросали портфели и бежали заниматься в кружки. Я ходила в хоровой, гимнастический и танцевальный. Потом уже, когда подросла, страна стала понемногу приходить в себя, мы стали ходить на экскурсии, в театры и музеи. Я с детства была приучена к этому. Я считаю, что нужно обязательно ввести кружки, всё наладить. И всё это должно быть бесплатно. Театры могут вывозить мини-спектакли, музеи - выставки. Нужны уроки по краеведению, тоже выездные. Молодёжь нужно занять - насаждать в них духовное.
Досье
Лидия Андреевна Бострем родилась 13 декабря 1933 года в деревне Большая Середка Каргопольского района. Окончила естественно-географический факультет Архангельского педагогического института имени М. В. Ломоносова. С 1970 по 1975 годы работала ответственным секретарем Областного совета общества охраны памятников истории и культуры. В 1975 году стала директором Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», руководителем которого была до 2005 года. Лидия Андреевна - Заслуженный работник культуры Российской Федерации.