«Вокзал стремится ввысь». Архангельский речной порт: итоги Навигации 2018

О том, каким он будет и когда ждать введения в эксплуатацию, рассказал генеральный директор предприятия Андрей Разговоров.    
   

«Коммунар» - музей

- Андрей Владимирович, о речном вокзале долго спорили: нужен, не нужен, где должен размещаться? Сейчас строительство идёт полным ходом. Расскажите, когда здесь появятся первые пассажиры?

- Самое главное, что речной вокзал строится. Сомнений в том, что он нужен, просто нет. Долгие годы наши сотрудники работают в строительных вагончиках, на набережной, а пассажиры не имеют условий на пристани. Хотя ежегодный пассажиропоток из года в год сохраняется порядка 1 миллиона человек за навигацию. Да и месторасположение вокзала обосновано исторически. В данной части набережной десятилетиями сходились речные маршруты с островов Кего и Приморского района.

- Что сейчас происходит на строительной площадке? Из-за строительного забора виднеются сваи или колонны.

- Работы идут в соответствии с планом. Мы могли бы уже построить речной вокзал, но предыстория длинная. Все об этом наслышаны - долгие согласования, археологические раскопки, ввиду того что выделенный участок по новому законодательству попал в зону охраны объекта культурного наследия «Бани Макарова», а это значит - особый порядок использования земель. Непосредственно к строительству мы приступили весной этого года. Но движемся хорошими темпами. Работа проделана значительная: подведены коммуникации и сети, сделан фундамент и первый этаж здания, сейчас возводим второй этаж. При этом строим мы за свой счёт. В данный проект Архречпорт инвестирует порядка 100 миллионов рублей. Для предприятия - это серьёзные вложения. В навигацию 2019 года планируем завести здание под крышу и начать отделку внут­ренних помещений. Мы сами заинтересованы, во-первых, обеспечить горожан удобным и комфортным залом ожидания, с соблюдением всех норм и требований безопасности, во-вторых, наши сотрудники наконец-то получат полноценные рабочие места. И, безусловно, вклад Архангельского речного порта в формирование инфраструктуры набережной Северной Двины будет ощутимым - решатся многие вопросы с обслуживанием пассажирских речных линий. 

Здание вокзала будет четырёхэтажным, и он органично впишется в обновлённую часть набережной Северной Двины. Всё будет выполнено в едином стиле.

- Многие знакомые имеют дачи на островах, и не раз слышала, что условия на теплоходах стали лучше. Лучше в каком плане? 

   
   

- Следующим летом, когда теплоходы выйдут на линии, прокатитесь ради интереса и сами оцените. Могу сказать, что за флотом, как за пассажирским, так и за грузовым, мы тщательно следим. Каждую зиму все суда проходят ремонтные работы. В машинном отделении пересмат­ривается буквально каждый винтик, пассажирские салоны и служебные помещения обновляются. В навигацию все суда выходят обновлённые и чистые, как внутри, так и снаружи. И это тоже солидная статья затрат. Кроме того, мы пополняем пассажирский флот новыми судами. В прошлом году на речные линии вышел модернизированный теплоход «Сапфир-1». В следующую навигацию выпустим «Аквамарин». Планируем весь пассажирский флот привести к единообразию. На линиях останутся теплоходы типа «Москва».

- А что будет со знаменитыми «Коммунаром» и «Балхашом»?

- Для «Балхаша» ещё найдётся работа. А «Коммунар» может стать музейным экспонатом. Давно об этом думаем и не исключаем такую вероятность. У «Коммунара» вся жизнь связана с Архангельском. Построен в Исакогорке в 1940 году. В годы войны трудился на речных линиях. Почти вся команда была призвана на флот. Этот пароход - живая история Архангельских речных магистралей.

Фото: Архангельский речной порт

Что такое габион?

- Пассажирские линии на реке - это только одно из направлений Архангельского речного порта. Предприятие занимается ещё и грузоперевозками. Расскажите, куда доставляете груз?

- Наш центральный грузовой район «Жаровиха» ежегодно участвует в Северном завозе. С причалов «Жаровихи» по различным направлениям отправляются такие грузы, как уголь, дрова, песок, строительные материалы, спецтехника и мн. др. Гружёные баржи и сухогрузы уходят в посёлки и деревни Приморского и Мезенского района, на Новую Землю,  НАО, Сабетту, география довольно обширна.  В минувшую навигацию мы выполнили все обязательства перед нашими заказчиками. Грузы доставлены своевременно и в НАО для нужд ЖКХ, и в отдалённые воинские части по заказу Министерства обороны РФ.  В Сабетту отгрузили приличный объём, в основном это были габионы  (габион - это каркас из металлической сетки, заполненный камнем. Габионные конструкции применяются для укрепления и защиты дорожных насыпей, грунтовых склонов, инженерных сооружений, берегов рек, водоёмов).

В этом году мы в принципе освоили новый вид работ: организовали производство габионов и их отгрузку на Ямал. Очень интересный для нас опыт. В итоге на Сабетту отправили 7 тысяч габионов, общим весом - 60 тысяч тонн.  Их будут использовать в качестве материала для укрепления дна. В порт заходят очень большие суда и винтами поднимают грунт, а это, в свою очередь, сказывается на целостности причала. Соответственно в порту могут образовываться глубокие подводные перепады высот. Каменная «подушка» из габионов будет сдерживать песок и обеспечивать безопасность судоходства. Серьёзная подготовительная работа предшествовала по данному направлению. Нам удалось наладить замкнутый цикл производства и отгрузки габионов, что оказалось привлекательным для заказчика с точки зрения затрат и сохранности груза. Привезти такое количество геодезических матрасов из другого региона, складировать их, а потом погрузить на пароход и отправить в пункт назначения - крайне затратное и хлопотное дело. Наше решение оказалось наиболее интересным. Комплектующие для геодезических матрасов через ЦГР «Жаровиха» мы получали по железнодорожной ветке порта. Камень - из Плесецкого района, металлическую сетку - из Москвы, арматуру - из Череповца. Отгрузка и производство габионов осуществлялась на Втором грузовом районе Архречпорта, который располагается рядом с грузовым районом Жаровиха. Он рассчитан на обслуживание крупнотоннажных судов дедвейтом до 12 тысяч тонн. Именно такими сухогрузами габионы и доставлялись на Ямал. Проект успешно реализован, могу сказать, что коллектив Архречпопрта готов к сложным и нестандартным решениям, и это не может не радовать меня как руководителя.

- Таким же нестандартным, но вполне осуществимым решением было строительство грузового участка на Соловках. Сегодня он действует?

- Мы из года в год отправляем грузы на Соловки для муниципальных нужд. Конечно, когда началось строительство на архипелаге, объёмы значительно выросли и потребовался полноценный грузовой участок для перевалки стройматериалов и спецтехники. Портовый район на Соловках появился по концессии с Правительством Архангельской области. Он работает и сейчас. Мы продолжаем завозить всё необходимое по заказу Соловецкой администрации. В этом году возобновились поставки стройматериалов и спецтехники, что связано с предстоящим строительством аэропорта на Соловках. Если возобновится строительство в социальной сфере, то мы будем готовы к перевалке грузов на данном направлении.  Кроме того, мы находимся в постоянном диалоге с местными муниципальными учреждениями: помогаем и администрации решать повседневные вопросы по благоустройству, поддерживаем соловецкую школу, перед Новым годом поздравим детей с праздником, уже отправили подарки. 

- Сами новогодних праздников ждёте?

- Новый год - это удивительный праздник, мне кажется, его ждут все. Конечно, Архангельский речной порт строит новые планы и просчитывает новые проекты, которые будет стремиться выполнить в предстоящем году и успешно завершить уже начатые. Один из таких - речной вокзал, который мы хотим полностью ввести в эксплуатацию к 2020 году.

Мария Городец

Смотрите также: