Возможно, именно то, что она многое видела в жизни, снимает про жизнь, и позволяет ей ёмко высказываться обо всём, что беспокоит каждого из нас.
«Очень много тем»
- 29 февраля Фёдору Абрамову исполнилось бы 96 лет. Про какую деревню сегодня он бы писал, если её почти не осталось?
- Про такую и писал бы, какая есть. Сейчас всё у нас разрушено. Власть наша верховная не думает о земле. Нам скоро есть будет нечего - у нас ведь морковка из Голландии, с ГМО. Об этом бы писал сейчас Абрамов - о том, что всю культуру несут издревле крестьяне, потому что они знают и обрабатывают землю, а она и идёт от земли.
- То есть как это - культура идёт от земли?
- Культура идёт и от корней, от семьи. Я снимала Олега Васильевича Волкова, писателя, потомственного дворянина, который отсидел на Соловках 35 лет. Я сняла, как он рассказывал о своей жизни, как он, лёжа на нарах, переводил Тютчева на французский, чтобы просто не сойти с ума. Культура лечит. На культуре строятся человеческие отношения. Иногда читаешь отзывы о выставках, а там пишут: «Круто!», «Клёво!» как будто больше никаких слов нет. Вот до чего мы дошли, больше не знаем, как выразить свои чувства.
- Легко ли снять фильм?
- Легко снимать «чернуху». Это ведь просто: повернул камеру в сторону, и вот она, чернуха, - вокруг нас. Сейчас каждый канал показывает бандитов. Посмотришь - и хочется кого-то убить. А я люблю позитив. Снимать нужно так, чтобы человека поднимать всё выше, чтобы он стал себя уважать. Один из моих фильмов называется «На дне». Он про то, как людей взяли и выдернули из земли, на которой они жили из поколения в поколение, и выбросили, а затем затопили столько земли, столько деревень! Одна немка, жена представителя Германии в Москве, смотря фильм, плакала. В Голландии фильм прошёл на ура, а я его отправила ещё и в Мурманск. И там иностранцы боролись за мой фильм, а вот русские побоялись - как будто этого фильма совсем не было.
Кино должно осветлять душу, возвышать человека, особенно сегодня. Вселять в человека надежду и самосознание, чтобы он понял, кто он. Правда, мы уже опоздали на два десятка лет, но дай бог, чтобы до подрастающего поколения дошло это. У меня сейчас шесть фильмов в работе. Новые темы появляются. Например, в Архангельской области очень много диалектов - это же очень интересно! Тема всегда есть. Снимать нужно вечное, и не на злобу дня, а на добро дня. Чтобы человек посмотрел мой фильм, и ему стало хорошо и тепло, и он подумал: «Ведь есть же люди, так интересно живут, какой красивый мир вокруг нас!»
Желание жить
- Клавдия Михайловна, архангельские власти всё время ищут, чем привлечь туристов в область, даже сомнительный логотип придумали для этого. А вы куда бы повезли туристов? Архангельск можно показать?
-Красивых мест в области много, в Лешуконье например. Там в сёлах дома стоят интересно: по-разному, архитектурно неправильно, но очень гармонично. А в Архангельске гробов каких-то понастроили, стыдно принимать гостей. Я помню, раньше мимо здания телекомпании «Поморье» всегда трамвай ходил, никому не мешал. В этом был какой-то аромат эпохи, были и троллейбусы - было интересно и, главное, экологически чисто. А сейчас, когда приезжают люди из других городов и видят наши «пазики», которые дребезжат и в которых страшно ездить, просто становится стыдно. Это неуважение к человеку.
- «Домик Бродского» в Коноше теперь тоже стал визитной карточкой области. Как вы к этому относитесь?
- Нам нужно своих «продвигать». Вот поэт из Каргополя Александр Логинов долго жил в такой разрухе! А между прочим поэт он - в десятке лучших на постсовестком пространстве. Это философ, такая глыба! Кто о нём слышал? Да никто. А Бродский два года здесь пожил - и его домик стал музеем. Бродский же не местный, да, был здесь в ссылке, но не на Соловках же он сидел. Нужно продвигать своих, которые здесь живут и воспевают Север. Это Личутин, Абрамов, Логинов, Полежаева. А художников сколько! В своих кругах они популярны, но надо, чтобы их народ знал.
- А как противостоять «уровню тревожности», негативу, выросшим ценам, страху потерять работу, страху заболеть? За что зацепиться?
- Главное - работать! Я вспоминаю, как в одном районе мужчина лет 55-ти сидел, сидел на пенсии, без работы, работы-то нет, а работать хочется, так он стал корзины плести, столики, кресла-качалки, такие красивые! И подобных примеров много. У людей, которые живут в глубинке, столько оптимизма! А всё потому, что они живут на земле, у каждого есть огороды. Вообще каждому человеку нужен свой кусок земли. Для счастья. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно. Я помню, у нас в детстве у всех были огороды, я же из первого послевоенного поколения. Отец мой обеспечивал гусями, утками всё село. Нужно найти в себе желание жить. Не хочешь жить - не живи, спивайся и помирай. А тот, кто хочет жить, пусть ищет себе настоящее дело. И работа будет радость приносить - а так, если ты сидишь и ничего не делаешь, - чему радоваться? Ведь так радостно это, когда видишь плоды твоего труда.
Клавдия Михайловна Хорошавина, кинорежиссёр-документалист, писатель, заслуженный деятель искусств РФ. Родилась в Красноярске, окончила режиссёрский факультет ЛГИТМиК. В Архангельской области живёт и работает с 1979 года. Автор более 200 фильмов.
Смотрите также:
- «Исполин и в яме велик». Актёр Игорь Волков о своей роли в фильме «Михайло Ломоносов» →
- «Снимали, как мужала страна». Кого и как показывают по телевизору сегодня? →
- «Он не целовал народ» Теймураз Эсадзе рассказал о творчестве Абрамова →