В 2018 году исполняется 150 лет Северной железной дороге. Во многом сильна она своими кадрами, преданными профессии. Причём преданность эта передаётся из поколения в поколение, общий стаж некоторых династий давно перевалил рубеж в 150 лет.
О двух таких династиях Архангельского региона магистрали мы сегодня расскажем.
Путеводная нить
Общий трудовой стаж на Северной магистрали Шабалиных - Токиных - Марковых из Няндомы - 270 лет.
Основателем железнодорожной династии стал Иван Ефимович Шабалин. С 1926 по 1946 год он работал начальником железнодорожного вокзала Няндома. Вместе с супругой Матрёной Ивановной воспитали семерых детей. Старшая дочь Анна 20 лет работала поваром в столовой паровозного депо на станции Емца. Сын Сергей трудился на станции Няндома в должности машиниста паровоза.
После смерти супруга Матрёна Ивановна устроилась в паровозное депо раздатчицей на склад топлива. Старшие сыновья, Борис и Юрий Марковы, пошли по стопам отца - стали машинистами. Дочь Лидия работала дефектоскопистом. Её трудовой стаж - 25 лет.
Римма Сергеевна Токина (Шабалина), будучи десятиклассницей вечерней школы, трудилась истопником и дворником в железнодорожных яслях № 31. Там же, но уже воспитателем, работала после окончания в 1962 году педагогического училища. Позже перешла в санаторную группу детского сада № 155. Её трудовой стаж составляет 37 лет.
Её супруг, Геннадий Токин, приехал в Исакогорку в 1957 году после окончания железнодорожного училища в городе Бологое. Работал слесарем-ремонтником. В 1962 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта и по распределению прибыл в паровозное депо Няндома. Его трудовой стаж - 41 год. Из них 25 лет - в должности начальника депо Няндома, удостоен звания «Почётный гражданин города Няндома».
С Риммой Сергеевной Геннадий Токин воспитали двоих детей. Сын Олег работал в депо Няндома, сейчас там же инженером по охране труда работает дочь Ольга. Муж дочери трудится помощником машиниста, а внук Сергей - начальником железнодорожного вокзала Исакогорка.
«Мы действительно воспитали династию железнодорожников-северян, которые ответственно относятся к работе, - считала Римма Токина. - Эти черты, по крови, унаследованы от родоначальника Ивана Ефимовича Шабалина».
Станция семейная, дорога судьбоносная
Общий железнодорожный стаж династии Моржовых-Зырянкиных составляет 267 лет.
В далёком сороковом году прошлого века на станцию Архангельск-Пристань прибыла вологодская семья: Парасковья Кузьминична и Михаил Аркадьевич Моржовы и три их дочери - Аня, Шура и Тоня. Семейство направлялось на заработки в Архангельскую глубинку на лесозаготовки, им даже выдали продуктовые карточки. Но эти карточки у неискушённых селян украли. Начальник станции не оставил их в беде и предложил работу на своей станции. Так образовалась династия Моржовых, общий стаж которой на сегодня составляет 267 лет.
Парасковью Кузьминичну определили греть воду для пассажирских поездов, Михаил Аркадьевич стал плотничать, старшую Шуру взяли в вокзальную столовую. Чуть позже устроилась на железную дорогу стрелочницей и средняя Аня. Для начала семье выделили комнату в доме прямо у путей, на станции.
Внучка Парасковьи и Михаила, Елена Зырянкина, считает, что в годы Великой Отечественной войны именно железная дорога и станция помогли семье выжить. Солдаты из проходящих военных эшелонов подкидывали голодным женщинам и детям краюхи хлеба, жмых.
После окончания войны Антонина устроилась на станцию приёмосдатчиком. Семье дали собственную трёхкомнатную квартиру. В конце пятидесятых старшая Александра вышла замуж и увезла родителей в Тюмень, к супругу. Анна и Тоня остались на левом берегу Северной Двины, на станции Архангельск-Пристань. Работы было много - поезда везли лес, уголь из порта, продовольствие и многое другое.
Сегодня и правнук Антонины - Михаил Зырянкин - уже почти 25 лет трудится бригадиром в Архангельской дистанции пути.
«Дорога всегда обеспечивала нас стабильной работой и зарплатами, - говорит Елена Зырянкина, - несмотря ни на какие трудности, стальная магистраль продолжала жить и работать. А вместе с ней жила и работала и наша семья».
Лада Александрова
Смотрите также:
- В войну до Обозерской. Как железная дорога помогала голодному Архангельску? →
- «Здравствуй, Маня!». 72 года семья солдата Суханова ничего не знала о нём →
- «Враги народа» немцы →