Примерное время чтения: 5 минут
408

«Здравствуй, Маня!». 72 года семья солдата Суханова ничего не знала о нём

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ в Архангельске 10/09/2014

Недавно дочери солдата Суханова Валентине Дойковой архангельские поисковики вручили медальон. На пожелтевшем узком листочке фамилия, имя, дата рождения, военное звание, адрес семьи.

Много лет семья солдата ничего не знала о нём. Ему был присвоен лишь порядковый номер в списках пропавших без вести. Теперь стало известно, что он погиб в Ленинградской области.

«Как мы выжили?»

«5 ноября 1942 года.

Добрый день, Маня! Целую дочь Валю. Маня, я вчера находился на излечении, так что скоро, очевидно, выпишусь, здоровье моё улучшилось. От сестры Веры было письмо, она пишет, что переехала на другое место. Пока писать особо нечего.

До свидания, Маня, до следующего письма. Крепко целую тебя и Валю.

С приветом, Василий».

Портрет солдата Василия Суханова и медальон. Фото: Юлия Сидельникова

Это единственное и последнее письмо с фронта, которое хранит дочь солдата, и ещё - фотокарточка. Были также очки, но затерялись при переездах.

«То, что мы пережили, вам молодым никогда не понять!» - вот так резко начала свой рассказ Валентина Васильевна.

А когда начала рассказывать, что называется, смягчилась. «Воспоминаний о папе немного. Какие воспоминания, когда мне было 2 месяца, а отца забрали на фронт? - волнуется  она. - Никогда никаких разговоров о том, как познакомились мои родители, мама не вела. Да и какие разговоры по душам, если тогда все думали только об одном: как не умереть с голоду? Мама работала с 6 утра до 10 вечера. Нас у неё было двое детей, и всю жизнь она работала, работала, не до разговоров было. Мы знали только, что мама из Няндомского района, а папа - из Красноборска, и что приехали они в Архангельск работать на лесозаводе. Здесь и познакомились.

Ещё из рассказов о том времени знаю, что, когда началась война, нас, соломбальских детей, посадили на пароход и отправили в  Холмогоры. Увезли пятнадцать детишек, а привезли только пятерых. Да и те пятеро были настолько худые, что только одни глаза и остались.

Привезли нас домой под бомбёжки. Люди прятались в подвале у «пожарки», в бочках из-под бензина. Мама потом ещё много лет удивлялась: «Как мы выжили тогда?» А выживали, как могли. Картошки немного выращивали, повезло, что на заводе был директор хороший, нас, детей, рыбьим жиром подпаивал.

Раньше люди были настолько скромные и сдержанные, что ничего не рассказывали, а мы и не спрашивали. Знали, что папа ушёл на войну, а потом пришла бумага о том, что он пропал без вести. А мама так больше замуж и не вышла». 

Валентина Васильевна, уже будучи сама мамой и женой, пыталась найти данные об отце, но больше того, что «пропал без вести», военкомат не сообщал. И тут через много лет - такая весть!

10 лет искали

«Это такой стресс. Такой стресс», - повторяет она. И пока переводит дыхание, в разговор включается Юля Сидельникова. Она участвовала в поисках дочери солдата.

«В 2005 году в Тосненском районе Ленинградской области поисковики нашли медальон Суханова Василия Ивановича, - рассказывает она. - Но тогда поиски родственников ничего не дали. В конце 13 года снова попробовали их возобновить, отправили запросы. И вот из Красноборского района пришла подробная справка о семье солдата Суханова. Выяснилось, что в Архангельске живёт его дочь. Мы позвонили Валентине Васильевне».

Юлия Сидельникова и Валентина Васильевна Дойкова. В руках у Валентины Васильевны медальон и земля с поля боя. Фото: АиФ / Наталья Попова

«Мне все говорят, что я похожа на отца, особенно глазами, - гладит фотографию дочь. - Мама рассказывала, что он был интеллигентным человеком, выделялся, ходил в очках. А из архивной справки я узнала, что он ещё и очень грамотным был по тем временам: 4 класса окончил. Мама не дожила до этой вести целых 20 лет. Поисковики вручили мне землю с поля боя. Думаю отвезти ее на могилку мамы». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах